Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Музыка как вечность. К 290-летию со дня рождения Франца Йозефа Гайдна

31.03.2022

Творчество Гайдна ознаменовало собой в истории музыкального искусства яркую эпоху классицизма, утвердившую главные гуманистические принципы.

Великими представителями той эпохи стали три композитора, большую часть жизни проживших в Вене – Й. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен. Их внимание было обращено к мирозданию, как к высшему проявлению разума, гармонии и красоты, в центре которого находился человек, его внутренний мир.

Венские классики понимали музыку как способ познания бытия, отражение действия диалектических законов. Музыкальное произведение для них являлось совершенным образцом взаимодействия интеллектуального и эмоционального начала, облеченного в новые лаконичные музыкальные формы симфонии, сонаты, квартета, концерта. Создавалась устойчивая картина мира, где в основе мышления – логика, в основе красоты – пропорции, в основе взаимодействия – гармония. Первопроходцем на этом пути стал Франц Йозеф Гайдн.

Он родился в бедной и неприглядной деревушке Рорау в Восточной Австрии на границе с Венгрией 31 марта 1732 года. Отец Йозефа – Матиас Гайдн – был каретником и обладал музыкальными способностями. Единственный инструмент, который он мог себе позволить, была маленькая арфа. «Он, совершенно не зная нот, играл на арфе незатейливые пьесы, а я, тогдашний пятилетний малыш, совершенно правильно ему подтягивал», – вспоминал в старости Й. Гайдн. Благодаря прекрасному голосу мальчика отвезли на учебу сначала в Гамбург, потом в Вену, где он поступил в певческую школу при Соборе Св. Стефана. Примечательно, что исполнительский путь Гайдна начинался с пения. Он с большим усердием изучал всё, что приходилось петь на церковных службах. Живая интонация голоса в будущем станет одной из ярких особенностей музыкального языка его сочинений. Вскоре в певческой школе Й. Гайдн освоил игру на скрипке.

Жажда узнать «как устроена музыка» и совершенствование своего музыкального таланта превалировала над неустроенностью быта, нуждой и бедностью, порой грубым обхождением с ним его учителей – Карла Рейтера и Николы Порпора.

В то время как остальные дети играли в свободное время, Гайдн брал под мышку сборник клавирных сонат Карла Филиппа Эммануила Баха и разучивал их все до одной. Практика и колоссальная трудоспособность были главными для Иосифа методами в освоении основ композиторского мастерства. И удача ему улыбнулась…

Первые произведения, в том числе струнные квартеты, написанные в 1755–1757 годах для домашних увеселений в великосветских домах, имели большой успех. Вскоре поступило предложение работы в качестве директора музыки и придворного композитора к графу Карлу Морцину, а затем, в 1761 году, к князю П. Эстерхази. Вся дальнейшая судьба Гайдна будет связана с блестящим аристократическим домом этого князя. Здесь перед композитором открылись широкие возможности для творчества. Он сочинял музыку для различных церковных празднеств, семейных торжеств, домашнего музицирования, застолий и концертов, руководил её исполнением. Он охватил самые разнообразные жанры: опера, оратория, симфония, камерные инструментальные и вокальные произведения. В ведении композитора были музыкальные инструменты, огромная библиотека нот и оркестр. С ним-то и были связаны основные творческие эксперименты музыканта. Для лучшего звучания композитор пересаживал оркестрантов на сцене, добавлял необходимое количество инструментов в группы, сопоставлял тембры, изучал динамические особенности каждого голоса. Так он стал основателем симфонического оркестра.

Сочиняя свои первые знаменитые симфонии, которых за всю жизнь было создано более ста, композитор выбирал разнообразные темы, он мог поведать обо всем на свете, что привлекало его проницательный взгляд, передавал в музыке самые необыкновенные образы. Не случайно, некоторые его симфонии носят оригинальные названия: «Часы», «Медведь», «Королева», «Сюрприз»… Композитор достиг необыкновенной свободы, ему было легче выразить мысль в звуках, нежели в словах. Вольфганг Амадей Моцарт называл Гайдна «папой», и их дружба была прекрасным образцом искреннего уважения и взаимной поддержки. Превосходные качества характера Йозефа Гайдна, такие как скромность, миролюбие, умение радоваться тому, чем он располагал, необыкновенное усердие в работе позволили ему достичь высочайшего мастерства и почитания не только среди своих современников, но и среди будущих поколений.

Одной из вершин духовных произведений Йозефа Гайдна стала оратория «Сотворение мира» на либретто барона Готфрида ван Свитена, написанная в 1798 году. Существует поговорка: «Бог сотворил мир, Й. Гайдн – «Сотворение мира»». Словно из недр Бытия возникает музыка вступления «Понятие хаоса» (всего в оратории 34 картины), заставляя замереть слушателя перед началом зарождения жизни, красотой и величием этого события, описанного в книге Бытия.

В фондах Российского национального музея музыки хранится прижизненное издание этого произведения Й. Гайдна, а также интересные портретные образы композитора.

 

Список иллюстраций:

  1. Гайдн, Ф.Й. La Création (Сотворение мира): Oratorio. Переложение для клавесина Ф. Риса. Бонн. [1798–1802].
  2. Гайдн, Ф.Й. La création (Сотворение мира): Oratorio . Партитура. Париж. 1801 г.
  3. Неизвестный художник. Портрет композитора Й. Гайдна. Западная Европа, кон. XVIII - нач. XIX века. Холст, масло.
  4. Неизвестный автор. Й. Гайдн. Барельеф. Европа. XIX в.
  5. Гайдн, Ф.Й. Прощальная симфония. Аранжировка для духового оркестра А. Морелли. Партия флейты. Лондон. 1900 г.
  6. Портрет Йозеф Гайдна. Гелиогравюра. Б.м., б.г.
  7. Неизвестный художник. Портрет Й. Гайдна. Миниатюра. Вена, XIX в. Масло, дерево, медь.
  8. А. Поляков, В.А. Генде-Роте. На воскресном концерте в детской музыкальной школе № 7: Юрий Дорошенко исполняет «Аллегро» Й. Гайдна. Москва. 1964 г. Фотохроника ТАСС.