К 195-летию со дня рождения великого пианиста XIX столетия, композитора, педагога и просветителя Антона Григорьевича Рубинштейна (1829–1894)
А.Г. Рубинштейн, старший брат Н.Г. Рубинштейна, корифей российской музыкальной культуры XIX столетия, основавший первую консерваторию в Санкт-Петербурге и снискавший мировую музыкальную славу своему Отечеству.
28 ноября 1829 года во время путешествия семьи из Вены в Одессу, в небольшом селе Выхватинец Подольской губернии на берегу Днестра в состоятельной еврейской семье родился первенец Антон. Спустя много лет сюда приехали ученики великого музыканта и в память об этом событии в 1901 году открыли здесь школу имени А.Г. Рубинштейна.
Антон рос музыкальным вундеркиндом, отличался энергичным, непоседливым и непослушным характером. Семья переехала в Москву, отец открыл карандашную и булавочную фабрику в Замоскворечье. Мать стала первым музыкальным наставником своего чудо-ребенка, обучая его игре на фортепиано. В 1937 году Антон начал заниматься с лучшим московским педагогом Александром Ивановичем Вилуаном. Первый публичный концерт с большим успехом маленький виртуоз дал в девятилетнем возрасте в июле 1839 года в театре Петровского парка в Москве.
Отъезд в Европу в конце 1840 года был обусловлен стремлением поступить в Парижскую консерваторию, однако попытка не увенчалась успехом. Профессиональное становление Антона Рубинштейна происходило самостоятельно: во время встреч с Ференцем Листом, назвавшим его преемником и предопределившим ему большое пианистическое будущее; во время общения с итальянским певцом Джованни Рубини. Поразившись мастерству певучести голоса, тонкой фразировке, пианист упорно добивался подобного «пения» фортепиано.
В 1867 году в газете «Санкт-Петербургские ведомости» писали о его концерте в Париже: «Зал не смог вместить в себя всех, кто хотел присутствовать при этом артистическом торжестве. Зал Герца на 1000 человек. Говорят, что тех, которые не смогли проникнуть в зал, было еще больше. Это исключительный успех». Исполнительское мастерство Антона Рубинштейна получило заслуженно высокую оценку.
Выступая по всему миру, общаясь с Ф. Шопеном, Ф. Листом, Дж. Майербером, Ф. Мендельсоном-Бартольди и другими знаменитостями, Антон Григорьевич, возвращаясь на родину, стремился привнести в музыкальную культуру России лучшие образцы концертной и педагогической практики. По его инициативе в 1858 году была создана Певческая академия, а в 1859-м – Русское музыкальное общество. В 1862 году А.Г. Рубинштейн открыл первую в России Санкт-Петербургскую консерваторию, где преподавание музыкальных дисциплин велось на русском языке. Одним из первых и самых знаменитых учеников А.Г. Рубинштейна стал П.И. Чайковский.
Сохранилось большое количество свидетельств о силе пианистического гения Антона Григорьевича. На его концертах зал замирал и погружался в мир романтических образов, картин, лирических откровений. С.В. Рахманинов вспоминал: «Казалось, будто от него исходит мощная волна магнетизма, и ему аплодировали, потому что аудитория не могла не аплодировать. Он овладевал ею властно, решительно». Однажды после его концерта в Дублине одна из молодых слушательниц Лилиан Нихиа с братом тайно покинули родительский дом и отправились вслед за «великим русским». Приплыв вместе с ним на теплоходе из Дублина в Ливерпуль, на следующем концерте они заняли места в первом ряду. После концерта, к своему большому удивлению, Антон Рубинштейн получил телеграмму от родителей беглецов с просьбой оказать детям отеческое содействие до приезда родственников. Возвратившись домой, Лилиан стала усердно заниматься игрой на фортепиано и, достигнув хорошего уровня, отправилась в Россию и поступила в Санкт-Петербургскую консерваторию в класс А.Г. Рубинштейна. Она оставила воспоминания, где рассказала об обаянии и доброте учителя, вокруг которого всегда собирались единомышленники. В то же время его энергичная деятельность часто вызывала критику недоброжелателей.
Антон Рубинштейн как пианист стремился исполнять сложные программы. В 1885–1886 годах Рубинштейн осуществил знаменитый проект «Исторические концерты». За семь вечеров исполнил наизусть произведения, охватывающие всю историю фортепианной музыки от истоков до современности. Этот цикл он повторил в Москве, Санкт-Петербурге, Вене, Париже, Лондоне и Лейпциге. Каждый концерт давался два раза: для слушателей и для учащихся музыкальных учебных заведений. В 1888–1889 годах в Санкт-Петербурге он провёл расширенный курс в виде публичных лекций-концертов. Им было сыграно 877 произведений 57 авторов.
Композиторское творчество А. Рубинштейна весьма обширно, оно оказало огромное влияние на развитие русской музыки конца XIX и всего XX века, на творчество Н.А. Римского-Корсакова, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, С.В. Рахманинова. Одни из самых исполняемых его произведений – опера «Демон» (1871) на либретто Павла Висковатого по одноимённой поэме М.Ю. Лермонтова, концерт № 4 op. 70 для фортепиано с оркестром, «Драматическая симфония» № 4 ор. 95, фортепианные пьесы, камерно-вокальные произведения.. К интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова А.Г. Рубинштейн обращался много раз. В 1879 году композитор написал оперу «Купец Калашников», где представил собственную трактовку русского былинного сказа. Премьера оперы состоялась 22 февраля 1880 года в Мариинском театре, партию Ивана Грозного спел русский бас Фёдор Стравинский.
В фондах Российского национального музея музыки хранятся музыкальные автографы менее известных, но заслуживающих внимания музыкальных сочинений А. Рубинштейна.
Среди них музыкальная картина «Россия» для оркестра, написанная в 1881 году к открытию Всероссийской художественно-промышленной выставки 1882 года в Москве.
Антон Рубинштейн – один из создателей жанра русской фортепианной миниатюры, своеобразной энциклопедии настроений, эмоций, образов, запечатлённых в звуках. Среди жемчужин – «Мелодия» соч. 3 № 1, «Баркарола» соч. 30 № 1, «Ноктюрн» соч. 69 № 1, фортепианные циклы «Шесть вечеров в Санкт-Петербурге» ор. 64, «Воспоминания о Дрездене», op. 118. В Музее музыки имеется автограф четырёх тетрадей цикла «Музыкальные вечера» на слова русских поэтов для голоса и фортепиано. Каждый номер имеет посвящение разным людям – знакомым и друзьям композитора, среди которых известные личности: О.А. Петров, А.А. Давыдова – жена виолончелиста, композитора К.Ю. Давыдова, А.Н. Маркович – статс-секретарь Александра II.
Дневниковые записи А. Рубинштейна знакомят с размышлениями музыканта о разных сферах человеческой деятельности, о религии, политике, предназначении искусства, смысле жизни.
«Как много спокойнее и счастливее были бы люди, если бы их только научили думать и действовать в духе добра и пользы, справедливости и любви к ближнему…»
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).