Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Музыкальные цветы». Джироламо Фрескобальди (1583–1643)

13.09.2023

13 сентября исполняется 440 лет со дня рождения великого итальянского композитора, органиста, клавириста и педагога Джироламо Алиссандро Фрескобальди. В западно-европейской культуре  его творчество   ознаменовало переход от эстетики Возрождения к эпохе барокко,  представителями которой были Клаудио Монтеверди, Доменико Скарлатти, Антонио Вивальди, Жан Батист Люлли, Георг Фридрих Гендель, Иоганн Себастьян Бах. 

Фрескобальди родился в процветающем в конце XVI века городе Феррара.  Во дворце правителя одноименной провинции герцога Альфонсо II д'Эсте ежедневно проводились концерты, музыка звучала во время уличных церемоний, в соборах и церквях. Жители Феррары славились музыкальными предпочтениями, получали удовольствие и от музицирования на различных инструментах, и от пения. Описывая местные нравы, современники констатировали: «…почти у каждого отца все дети были певцами, а город можно было назвать одной Академией».

 Рано заявив о себе как о музыканте «величественного таланта и возвышенного духа», Джироламо уже в 14 лет имел титул органиста феррарской Academia della Morte. Слава о вундеркинде быстро распространилась по всей Италии. Известно, что на его концерты собиралось  около 30 тысяч слушателей. Вот одна из характеристик Фрескобальди, приведенная в книге Антонио  Либанори "Ferrara d'oro imbrunito": «Он привлек уши, чтобы услышать его, и языки всех, чтобы восхвалять его. Он прикасался к клавишам органа с таким искусством, тонким порядком и быстротой рук, что изумлял тех, кто видел и слышал его».

К 1607 году маэстро обосновался в Риме, где прожил большую часть жизни. Сначала служил органистом в Церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, а затем в соборе Святого Петра.

Наследие великого композитора  охватывает разнообразные жанры: канцоны, мадригалы, токатты, ричеркары, фантазии, каприччио и другие. Новаторство Фрескобальди проявилось в создании индивидуального композиторского стиля, для которого характерна  эмоциональная экспрессия. Он раскрыл в музыке широкую палитру чувств, передавая разные состояния души: скорби, печали,  радости,  восторга, озарения.

В сложившуюся средневековую систему канона строгого письма   Джироламо внес приемы свободного стиля, выраженного в ярком сопоставлении контрастных образов, в сочетании новых гармонических звучаний, мастерстве импровизации, найденных ритмических формулах. В его музыке слушатель ощутил незнакомые мажоро-минорные краски. Впервые талантливый музыкант обратился к инструментальным жанрам, подчеркивая их самостоятельность и значение.

При жизни Джироламо Фрескобальди опубликованы два сборника токкат, 12 фантазий, книга из 12 каприччио, 38 инструментальных канцон. Выдающегося композитора называют родоначальником искусства игры на клавесинах и чембало – старинных предшественниках фортепиано, предопределившим большое будущее струнно-клавишным инструментам. Одно из последних значимых сочинений литургической музыки основоположника итальянской органной и клавирной школы – сборник «Музыкальные цветы» («Fiori Musicali»), состоящий из трех месс и  светских каприччио, представленный  общественности  в 1635 году. Известно, что одну из многочисленных рукописных копий этой работы  хранил Иоганн Себастьян Бах.

Обучая учеников, маэстро Фрескобальди публиковал собственные труды, чтобы наглядно продемонстрировать свои изобретения, открытия и помочь молодым музыкантам в освоении композиторского мастерства.

В фондах Российского национального музея музыки находятся   предметы, свидетельствующие о неослабевающем интересе к музыке Джироламо Фрескобальди: издания сочинений XIX–XX веков, афиши, программы; пластинки с записью произведений великого итальянского композитора, исполненные  клавесинистом Андреем Волконским, кубинским гитаристом Ильдефонсо Акоста, органистами Сергеем Дижуром и Леонидом Ройзманом, виолончелистом Святославом Кнушевицким, английским клавиристом Сантьяго Кастнером.