Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Музыкальные сокровища трёх столетий

21.04.2021

К 80-летию передачи Общего фонда Рукописного отдела Библиотеки Московской консерватории в Музей музыки.

21 апреля — особая дата в истории Российского национального музея музыки. Восемьдесят лет назад, в 1941 году, в этот день наш музей, являвшийся тогда подразделением Московской консерватории, принял на хранение Общий фонд Рукописного отдела консерваторской библиотеки. Приказ о передаче рукописей из Библиотеки в Музей музыки подписал ректор консерватории Александр Гольденвейзер.

Ценность этого поступления невозможно преувеличить! Оно включает тысячи рукописных документов, связанных с величайшими творцами и выдающимися деятелями русской музыкальной культуры. Хронологический охват материалов огромен и насчитывает не менее трёх веков — от первой половины XVII века до начала 1940-х годов. К самым ранним рукописям собрания относятся богослужебные певческие сборники первой половины XVII века. Самый поздний документ датируется январём 1941-го и представляет собой рукописную копию Концерта для саксофона с оркестром Александра Глазунова в переложении для альта и фортепиано скрипача Ивана Сафонова.

Общий фонд Рукописного отдела консерваторской библиотеки включал как комплексы материалов, так и единичные документы. Закономерно, что многие фондообразователи были связаны с Московской консерваторией. Так, в состав поступления входил архив выдающегося мыслителя и собирателя музыкальных древностей князя Владимира Одоевского, хоть и не преподававшего в Консерватории, но являвшегося одним из инициаторов её открытия и поддерживавшего её в первые годы работы. Интереснейшие материалы представлены в архивных фондах самой Московской консерватории и Московского отделения Императорского Русского музыкального общества, а также консерваторских профессоров Сергея Василенко, Михаила Ипполитова-Иванова, Николая Кашкина, Георгия Конюса, Генриха Пахульского, Николая Шишкина, многолетних инспекторов Консерватории Карла Альбрехта и Александры Губерт. Рукописный отдел был местом хранения документальных собраний композиторов Александра Алябьева, Владимира Ребикова, Александра Гречанинова, историка музыкальной культуры и издателя «Русской музыкальной газеты» Николая Финдейзена, собирательницы и исследовательницы русских народных песен Евгении Линёвой. Подлинной драгоценностью рукописного собрания консерваторской библиотеки явился громадный архив Музыкального сектора Государственного издательства, включающий национализированные архивы дореволюционных музыкальных издательств Петра Юргенсона, Василия Бесселя и Митрофана Беляева.

Архивы нотоиздательских фирм были собраны в Библиотеке Консерватории за сравнительно недолгое время до передачи рукописного фонда в музей — в 1924 году. Таким образом, в одном месте оказалась сосредоточена бóльшая часть подлинных рукописей всех великих русских композиторов, сочинения которых были опубликованы в России во второй половине XIX — начале XX века. Автографы использовались издателями для гравировки нотного текста, после чего оставались в архивах музыкальных издательств и именно благодаря этому дошли до наших дней. Среди только самых ярких имён — Пётр Чайковский и Модест Мусоргский, Милий Балакирев и Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов и Александр Глазунов, Сергей Рахманинов и Александр Скрябин.

В числе документов, поступивших в консерваторскую библиотеку разрозненно, особого внимания заслуживают эскизная тетрадь Бетховена 1802–1803 годов, автограф первоначального варианта первого действия неоконченной оперы Модеста Мусоргского «Женитьба», авторские рукописи духовно-музыкальных сочинений Сергея Рахманинова (концерта «В молитвах неусыпающую» и «Литургии св. Иоанна Златоуста»), эскизы партитуры Шестой симфонии Петра Чайковского и несколько фотографий с его дарственными надписями, обширное собрание писем Николая Римского-Корсакова.

Сегодняшнее значение Российского национального музея музыки как хранителя документального наследия отечественной и мировой музыкальной культуры во многом обусловлено наличием в его фондах ценнейшего Общего фонда Рукописного отдела Библиотеки Московской консерватории. Материалы этого поступления широко используются в разных видах музейной работы: демонстрируются на выставках и экспозициях, востребованы у посетителей читального зала.