Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Музыкант-легенда. 100 лет Рудольфу Баршаю

28.09.2024

28 сентября исполняется 100 лет со дня рождения талантливого альтиста, дирижёра, основателя Московского камерного оркестра – Рудольфа Борисовича Баршая (1924–2010).

Ещё ребёнком Рудольф Баршай хотел выучиться игре на фортепиано. Но у родителей мальчика не было денег на дорогой инструмент. И поэтому первым инструментом знаменитого музыканта стала скрипка. Повзрослев, он продолжил образование в Московской консерватории у прославленного профессора Льва Цейтлина, однако стал знаменит не как скрипач, а как альтист и дирижёр. Собирая в Московской консерватории студенческий струнный квартет – позже ставший квартетом имени Бородина и получивший международное признание – Баршай не мог найти хорошего альтиста и принял решение взять на себя эту роль в ансамбле. В итоге консерваторию Рудольф Борисович окончил уже по классу альта у Вадима Борисовского. Но на одной специальности талантливый музыкант не остановился – уже став известным солистом и ансамблистом брал уроки по дирижированию у великого педагога Ильи Мусина.

В 1955 году Баршай, пригласив лучших музыкантов, создал первый в СССР Московский камерный оркестр (с 1994 года Государственный академический камерный оркестр России). Под руководством маэстро коллектив со временем стал одним из лучших камерных оркестров мира, с которым выступали самые известные солисты. Рудольф Борисович вместе с оркестром открывал советским слушателям имена малоизвестных композиторов эпохи барокко, пропагандировал особый стиль исполнения сочинений Баха, Моцарта, Гайдна, представлял в концертах музыку современных отечественных композиторов.

Расширяя музыкальную программу коллектива, Рудольф Баршай делал блестящие переложения для камерного состава, которые вошли в классический оркестровый репертуар. Благодаря его оркестровке родилась и Камерная симфония для струнного оркестра «Памяти жертв фашизма и войны» Дмитрия Шостаковича. Баршай переработал восьмой квартет композитора настолько талантливо, что Шостакович включил впоследствии Камерную симфонию в список своих опусов под номером 110а.

Делом всей жизни Рудольф Борисович считал создание своего варианта оркестровки Симфонии №10 Густава Малера, так и не завершённой автором, и переложение для оркестра цикла «Искусство фуги» Иоганна Себастьяна Баха. Он говорил: «Если я сделал что-либо ценное, существенное, важное, в чём я смогу перед Богом ответить, то это – два этих сочинения. Во время работы над ними я ими жил, они стали смыслом моей жизни, всё остальное было прикладное».

Человек-легенда, Рудольф Баршай выступал на сцене со Святославом Рихтером, Давидом Ойстрахом, Эмилем Гилельсом, Мстиславом Ростроповичем, Леонидом Коганом и многими другими выдающимися исполнителями. В 1977 году он принял решение об эмиграции. Уже за рубежом стал руководителем Израильского камерного оркестра, а позже – Ванкуверского и Борнмутского симфонических оркестров. Выступал, как приглашённый дирижёр, с Национальным симфоническим оркестром Франции. Концертировал с именитыми коллективами по всему миру. Приезжал Баршай на гастроли и в Россию.

В коллекции Музея музыки хранятся афиши и программы концертов Рудольфа Баршая, фотографии маэстро, его письма и телеграммы, многочисленные грампластинки и cd-диски отечественных и зарубежных фирм с записями его выступлений.

Рудольф Баршай был в числе выдающихся музыкантов, которым в пользование предоставлялись инструменты Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов. Рудольфу Борисовичу доверяли, пожалуй, один из самых редких и ценнейших экземпляров – альт работы великого скрипичного мастера Антонио Страдивари. В мире сохранилось не более десяти созданных им альтов, и инструмент, представленный в Госколлекции – один из лучших в наследии мастера. Великолепный альт, на котором играл Рудольф Баршай, экспонируется на выставке «Коллекция особого назначения» в Музее музыки.