2022 – год 145-летия со дня рождения Болеслава Яворского и год 80-летия с момента его ухода из жизни.
В историю отечественной музыки Болеслав Леопольдович Яворский (1877–1942) вошёл как один из самых ярких, творчески одарённых музыковедов-теоретиков ХХ века и как создатель теории ладового ритма (термин «ладовый ритм» означает развёртывание лада во времени). Концепция Б. Яворского основывается на тяготении неустойчивых звуков к разрешению в устойчивые, которое является основополагающим для музыкальной динамики и построения ладов.
Б. Яворский был на редкость одарённой личностью – музыковедом, композитором, концертирующим пианистом, педагогом, лектором, организатором. Его многогранный талант и разносторонняя деятельность привлекали к нему многочисленных учеников и последователей.
Б. Яворский родился в Харькове. В 1898 году окончил Киевское музыкальное училище ИРМО по классу фортепиано у В.В. Пухальского. По теории музыки учился у Е.А. Рыбы (ученика H.A. Римского-Корсакова). Параллельно, в 1897-98 годах, занимался на математическом отделении Киевского университета.
С 1898 года Болеслав Яворский продолжил своё музыкальное образование в Московской консерватории по классу фортепиано у Н. Шишкина. Гармонию проходил под руководством М. Ипполитова-Иванова, историю церковного пения – у С. Смоленского, контрапункт, канон, фугу и музыкальные формы – у С. Танеева.
Сразу после окончания консерватории Б. Яворский начал заниматься педагогической деятельностью: с апреля 1915 года он преподавал в Киевской консерватории, вёл классы фортепиано, теории композиции, слушания музыки, семинары по изучению музыки И.С. Баха и Л.ван Бетховена. С осени 1917 года Б. Яворский стал директором Народной консерватории (Киев), для которой составил планы и программы по всем дисциплинам. Среди его учеников – А. Альшванг, М. Пекелис, С. Протопопов, A. Свешников, В. Цуккерман.
Болеслав Яворский активно концертировал как пианист, выступая в ансамбле со многими известными музыкантами. Так, например, в 1913 году совместно с М. Букиником он впервые исполнил Сонату для виолончели и фортепиано Н. Мясковского.
В 1921 году, по инициативе A. Луначарского, Яворский был переведён в Москву на должность заведующего отделом музыкально-учебных заведений Главного управления профессионального образования (Главпрофобра) – центрального органа управления профессиональным образованием в РСФСР в 1920–30 годах. На этой должности он работал до 1925 года. Летом 1938 года музыкант получил приглашение войти в состав профессоров Московской консерватории, где читал аспирантам курс по истории исполнительских стилей («Творческая идеология и стиль»). Среди слушателей его курсов были B. Конен, Ю. Фортунатов, К. Виноградов, Р. Подгорная. Б. Яворский приглашал на свои лекции известных музыкантов и композиторов – С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Нейгауза, М. Юдину, Г. Когана и других, давая их исполнению музыковедческий анализ.
С началом Великой Отечественной войны Б. Яворский был эвакуирован вместе с частью студентов и профессоров Консерватории в Саратов; в 1942 году вёл семинар по творчеству И.С. Баха для студентов, аспирантов и педагогов Московской и Саратовской консерваторий. Последнее занятие семинара состоялось 19 ноября 1942 года, за неделю до смерти Б. Яворского.
В собрании Российского национального музея музыки хранится фонд Болеслава Яворского (№ 146) – литературные и машинописные автографы его статей и лекций, письма, фотографии, программы, афиши, а также изданные в разные годы музыковедческие исследования — «Строение музыкальной речи» (М., 1908), «Текст и музыка» (М., 1914), «Конструкция мелодического процесса» (М.: ГАХН, 1929) и другие.
Яворского можно сравнить с яркой кометой, шлейф от которой остаётся ещё долгое время. Его влияние на развитие музыковедческой мысли в нашей стране было огромным, а ряд наиболее продуктивных идей и терминов сохранили свою актуальность до настоящего времени.
Ирина Новичкова,
старший научный сотрудник
Российского национального музея музыки
Иллюстрации из фондов Российского национального музея музыки:
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).