Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Н.А. Римский-Корсаков – летописец русской оперы

18.03.2024

18 марта исполняется 180 лет со дня рождения русского композитора,  педагога, дирижёра, музыкального критика  Николая Андреевича Римского-Корсакова (18 марта 1844, Тихвин – 21 июня 1908, усадьба Любенск Санкт-Петербургской губернии) 

Рождение Римского-Корсакова как композитора состоялось 19 декабря 1865 года в день первого исполнения его Первой симфонии: когда на сцену вышел юный автор в мундире морского офицера, все слушатели встали в знак единодушного приветствия начинающему композитору. Морская служба гардемарина Римского-Корсакова предшествовала его музыкальному служению; море вошло в его творчество на всю жизнь.

Творческое наследие Римского-Корсакова включает 15 опер, 3 симфонии, оркестровые сочинения (наиболее известные – музыкальная картина «Садко», «Испанское каприччио» и симфоническая сюита «Шехеразада»), кантаты, фортепианные пьесы, около сорока духовных сочинений, более семидесяти романсов. Однако сам Римский-Корсаков считал, что сочинение музыки, не связанной со сценическим действием или программой, не является его сильной стороной как композитора. Главным жанром в его творчестве стала опера.

Оперное творчество Римского-Корсакова,  многоплановое и разнообразное, охватывает разные жанры – «весенняя сказка» «Снегурочка», опера-былина «Садко», опера-летопись «Псковитянка», опера-балет «Млада», осенняя сказочка «Кащей бессмертный», опера-лубок «Сказка о царе Салтане», небылица в лицах «Золотой петушок»,  наконец, опера-сказание – «Сказание о невидимом граде Китеже». Композитора недаром называли «великим сказочником»: помимо опер-сказок, созданных на высокохудожественной литературной основе – сказок А.С. Пушкина, пьесы А.Н. Островского, сказочно-фантастические персонажи и сюжетные мотивы пронизывают драматургическую канву многих сочинений композитора: в «Китеже» появляются фантастические птицы Сирин и Алконост, в «Ночь перед рождеством»  композитор вводит сказочных персонажей, отсутствующих в повести Гоголя, симфоническая поэма «Шехеразада» живописует средствами оркестра эпизоды арабских сказок «1001 ночи».

Римский-Корсаков был уникальным знатоком оркестра. Его симфонические опусы – будь то самостоятельные сочинения или оперные вступления и интерлюдии – поражают красочным симфоническим развитием, богатством звуковой палитры, тембровым разнообразием. И это не случайно: композитор обладал редким даром музыкально-цветовой синопсии – «цветного слуха», способностью воспринимать абсолютную высоту звука в определенном цвете.

В коллекции Российского национального музея музыки собраны материалы практически всех опер Римского-Корсакова – нотные автографы, прижизненные издания, изобразительные материалы. Среди них: листы из оперных партитур и переложений, которые композитор дарил своим московским друзьям и коллегам; отрывки из опер «Снегурочка», «Псковитянка», «Царская невеста», «Сказание о граде Китеже»¸ «Золотой петушок». Оперы Римского-Корсакова ставились не только на сценах Императорских театров, но с большим успехом шли на сцене Московской частной оперы Саввы Мамонтова. Над эскизами декораций и костюмов к постановкам Частной оперы работали знаменитые художники – Иван Билибин, Константин Коровин, Виктор Васнецов, Сергей Малютин. В фондах сохранились фотографии выдающихся оперных певцов: в их числе непревзойденный Гришка Кутерьма в «Китеже» – Иван Ершов, «корсаковская» певица Надежда Забела-Врубель в ролях Волховы, Царевны Лебеди, Снегурочки, Марфы, Фёдор Шаляпин – Иван Грозный и Варяжский гость, Александра Ростовцева (в расчете на ее голос Римский-Корсаков написал партию Любаши в «Царской невесте»). 

По воспоминаниям друзей композитора, Римский-Корсаков был человеком в высшей степени уравновешенным, принципиальным, чуждым всем внешним признакам артистической богемы, казался сдержанным и суровым. Только друзья и близкие знали и ценили исключительную доброту, мягкость и деликатность великого музыканта.

Римский-Корсаков уделил немало времени и сил, чтобы дописать и отредактировать сочинения своих друзей,  оставшиеся незаконченными после их смерти. Возрождение и включение в культурный оборот опер «Борис Годунов» Модеста Мусоргского и «Князь Игорь» Александра Бородина, иначе, чем творческий подвиг, назвать нельзя.

Таким же творческим подвигом стало все творчество Римского-Корсакова, пожалуй, самого русского композитора XIX века, создателя золотого фонда русской оперной классики.