Сегодня исполняется 150 лет со дня проведения первого авторского концерта Петра Ильича Чайковского. Это во многих отношениях знаменательное событие состоялось 16 марта 1871 года (по старому стилю) в девять часов вечера в Москве в Малом зале Российского Благородного собрания и не осталось незамеченным в общем культурном ландшафте своего времени. Среди слушателей концерта был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев, привлечённый значительно возросшей славой Чайковского-композитора.
В историю музыки концерт вошёл благодаря премьере Первого струнного квартета композитора, ставшего затем одним из самых популярных его сочинений. Однако факт проведения композиторского концерта в те годы был из ряда вон выходящим событием и потому особенно примечательным и значимым для истории. Обращаясь к различным летописям концертной жизни российских столиц и провинции XIX века, мы встретим немалое число упоминаний авторских концертов, на которых композиторы выступали в качестве исполнителей. Особенность концерта Петра Чайковского заключалась в том, что сам композитор не принимал участие в исполнении собственных сочинений.
На концерте Чайковского выступали известные музыканты второй половины XIX века, большинство из которых, как и композитор, преподавали в Московской консерватории: пианист Николай Рубинштейн, певица Александра Александрова со своей ученицей Варварой Байковой, хор учениц Берты Вальзек, квартет Русского музыкального общества в Москве (Фердинанд Лауб, Иван Гржимали, Людвиг Минкус и Вильгельм Фитценхаген). Кроме того, в концерте приняла участие абсолютная звезда вокального небосклона 1870-х годов Елизавета Лавровская, певица Мариинского театра, в марте 1871-го посетившая Москву в связи с собственными концертами. С Лавровской Чайковский мог быть знаком со времён совместного обучения в Петербургской консерватории.
Помимо Первого квартета, прозвучавшего в самом начале первого отделения, программу концерта составили фортепианные и вокальные миниатюры Петра Ильича Чайковского: популярные романсы «Нет, только тот, кто знал», «Забыть так скоро», «И больно, и сладко», фортепианные пьесы «Грёзы» и «Салонная мазурка» из недавно завершённого сборника «Три пьесы для фортепиано» (op. 9). Также был исполнен дуэт из первой оперы Чайковского «Воевода». Венчал концерт женский хор «Природа и любовь». Наряду с сочинениями «главного героя» вечера, на концерте композитора прозвучали пьесы и других авторов — Лавровская спела популярную песню Эмиля Дюрана «Как в двадцать лет», Фитценхаген сыграл собственный Романс для виолончели с фортепиано и виртуозную пьесу Давида Поппера «Бабочка», Лауб исполнил Andante religioso и Тарантеллу для скрипки-соло собственного сочинения. Программа концерта впечатляла жанровым богатством и разнообразием, что подчёркивало постоянное чередование инструментальных пьес и вокальных номеров.
О том, как готовился и проходил концерт, написали в своих воспоминаниях друзья Петра Чайковского — Николай Кашкин и Иван Клименко. Оба мемуариста отмечали, что инициатором проведения концерта стал Николай Рубинштейн. Именно он посоветовал композитору, нуждавшемуся в деньгах, дать концерт в свою пользу и для привлечения внимания публики включить в его программу специально написанное сочинение. Таким сочинением и стал Первый струнный квартет, особо отмеченный рецензентами как произведение, представляющее исключительный интерес. Буквально с первого исполнения особенно полюбилась публике вторая часть Квартета, написанная на тему русской народной песни «Сидел Ваня на диване». Впоследствии она выходила в многочисленных переложениях для разных инструментов и инструментальных составов.
Примечательно, что Чайковский, готовя свой концерт, выступил не только как автор сочинений, но и как организатор мероприятия. Он сам занимался оформлением разрешения на то, чтобы дать публичный концерт, договаривался с типографией, печатавшей билеты и афиши, давал объявления в газеты, занимался привлечением публики, распространял билеты, лично оплачивал все расходы по аренде зала и сопутствующим услугам. Ничем подобным Чайковскому не доводилось заниматься ни до, ни после — такого рода внешняя активность никогда не была ему близка. Хотя выручка композитора от проведения авторского концерта в 1871 году составила 556 рублей, что примерно равнялось его профессорскому жалованию в Московской консерватории за четыре месяца, в дальнейшем он не рассматривал столь хлопотное дело в качестве средства серьёзно поправить своё материальное положение. Тем больший интерес представляют все детали этого единственного в своём роде опыта Петра Ильича. Их запечатлели документы, хранящиеся в фондах Российского национального музея музыки. Некоторые из них предлагаем вниманию наших читателей.
А.В. Комаров, ведущий научный сотрудник Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).