13 сентября исполняется 150 лет со дня рождения Арнольда Шёнберга. Композитор, теоретик музыки, дирижёр и педагог – он оставил яркий след в искусстве. При жизни Шёнберга его творчество и идеи вызывали неоднозначную реакцию. Как правило, полярную: от категоричного неприятия до не менее яростного поклонения.
В фондах Российского национального музея музыки хранится шуточная записка 1925 года от общепризнанных мэтров музыкального сообщества к пианистке Елене Фёдоровне Колобовой-Мосоловой. В записке просьба: не исполнять больше произведения Шёнберга как «совершенно неудобовоспринимаемые и разлагающе действующие на присутствующих». Действительно, Шёнберг-новатор – «трудный» для восприятия композитор.
Почти триста лет основой европейской профессиональной музыки и классико-романтической гармонии оставались два лада: мажор и минор, с наличием у них ярко выраженного тонального центра – тоники. Но Арнольд Шёнберг ещё в начале творческого пути посчитал, что традиционная гармония себя исчерпала и восстал против банального сладкозвучия. Отказался от тонального центра, который давал устойчивость и предсказуемость мелодии, и стал писать атональную музыку. Таким был знаменитый вокальный мелодраматический цикл «Лунный Пьеро». Его герой – разочарованный романтик, творец, отринутый обществом. Артисты не поют, а, скорее, декламируют стихи – позже это назовут речевым пением. Такой была монодрама для сопрано «Ожидание». В ней почти нет сюжета: на первом месте не события, а эмоции героини – ревность, страх, отчаяние.
Как писать безмятежную музыку в атмосфере всеобщей тревоги, предчувствия тяжёлых, страшных изменений в обществе? Поэтому основное настроение в творчестве Шёнберга – боль, глубокие переживания, переданные с предельной экспрессией. Отсюда и название направления – музыкальный экспрессионизм.
После экспериментов с атональной музыкой Арнольд Шёнберг возобновил поиски нового музыкального языка. В начале 1920-х он изобрёл додекафонию. С греческого название переводится как «12 звуков». В основе 12 фортепианных клавиш – столько, 5 чёрных и 7 белых, содержит одна октава. Их использовали сериями в такой последовательности, чтобы слушатель не понимал, какой из звуков доминирует, к какому из них тяготеет мелодия. Такой демонстративный отказ от логики гармонической тональности критики назвали махровым авангардизмом.
В феврале 1924 года состоялась премьера «Сюиты для фортепиано», построенной на принципе додекафонии. Тогда, сто лет назад, произведение показалось слушателям бессмысленным. Музыка резала слух и выводила из себя. Ведь публика, по авторскому замыслу, не понимала, чего ждать от странной мелодии.
Вопреки скандальной славе, Арнольд Шёнберг был скромным, деликатным и тихим человеком, прожившим трудную жизнь. В 1933 году из-за возросшего антисемитизма вынужденно эмигрировал с семьёй в США. В 1941 в поддержку европейских стран, противников фашизма, он написал «Оду Наполеону Бонапарту» на стихи Джорджа Байрона. Уже после войны создал одно из самых ярких гуманистических произведений: кантату «Уцелевший из Варшавы». Основой стали воспоминания узников, переживших трагедию варшавского гетто.
Большое значение для творчества Арнольда Шёнберга имела незавершённая опера на сюжет из библии «Моисей и Аарон», написанная в системе додекафонии. Оперу можно назвать автобиографической: герой, пророк Моисей, тысячи лет назад, как и автор, столкнулся с непониманием современников.
Вопреки критике со стороны музыкального сообщества, произведения Арнольда Шёнберга исполнялись часто. В фондах Российского национального музея музыки хранятся афиши и программы многочисленных концертов австрийского экспериментатора. Причём, не только европейских, но и российских. В декабре 1912 года в Санкт-Петербурге Шёнберг выступил перед публикой как дирижёр симфонической поэмы собственного сочинения «Пеллеас и Мелизанда».
Композитор имел много учеников и последователей и основал свою школу, названную «Нововенской». Яркими сторонниками додекафонной музыки были композиторы Антон Веберн, Пьер Булез, Альбан Берг, Ханс Эйслер, Луиджи Ноно.
Арнольд Шёнберг говорил: «Музыка не должна украшать, она должна быть истинной и только…» Композитор не искал успеха. Он стремился открыть новые пути в искусстве композиции, оставшись при этом верным своему творческому мировоззрению. Так сложилась его удивительная жизнь, полная трудностей и противоречий.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).