Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Неправильный» балет

04.03.2022

К 145-летию первого представления балета «Лебединое озеро»

 

20 февраля (4 марта)  1877 года на сцене московского Большого театра состоялось первое представление балета «Лебединое озеро». Хотя по обычаю того времени автором балета на афише был указан балетмейстер Венцель (Вацлав) Рейзингер, а Петр Ильич Чайковский упоминался только как создатель музыки к балету, именно музыка композитора стала для зрителей премьерного спектакля главным художественным событием. О музыке Чайковского к «Лебединому озеру» заговорили еще задолго до появления балета на сцене. Так, рассказывая в письме к брату Модесту об одной из первых репетиций в марте 1876 года, композитор отметил: «От музыки моей все в театре в восторге». Корреспондент «Театральной газеты» в сентябре 1876 года, сообщая о подготовке спектакля, писал: «О музыке балета отзываются очень сочувственно». Наконец, знаменитый музыкальный критик Герман Августович Ларош в рецензии на спектакль признавался читателям, что он «смотрел, или вернее сказать, “слушал” балет П. Чайковского “Лебединое озеро”», в котором «музыкальная сторона решительно преобладает над хореографическою». Сама ситуация, когда музыка балета «затмила» собой само балетное представление, воспринималась тогда как нечто из ряда вон выходящее. Но могло ли быть иначе, когда за её написание взялся композитор мирового масштаба?

Всё необычно в истории «Лебединого озера». И предложение сочинить балетную музыку композитору не из «цеха» балетных авторов, и на редкость длительный период её создания, и весьма значительный гонорар, полученный Чайковским.

Непосредственным поводом к сочинению музыки «Лебединого озера» стало предложение инспектора репертуара московских императорских театров Владимира Петровича Бегичева, сделанное в 1875 году.

 

В.П. Бегичев

Москва, «Американская фотография» А.Ф. Эйхенвальда, 1870-е 

 

В дом Бегичева и его супруги Марии Васильевны Шиловской Чайковский был вхож с 1866 года, будучи учителем музыки Владимира Шиловского, сына Марии Васильевны от первого брака. К середине 1870-х годов композитор был автором множества произведений, целый ряд из которых получил широкую популярность и распространение. Обращаясь к Чайковскому с предложением написать музыку к балету, Бегичев преследовал цель привлечь на поле балетной музыки мощное композиторское дарование. В свою очередь, сам Чайковский давно хотел попробовать свои силы на этом поприще.

Композитору был предоставлен полный карт-бланш как в творческом, так и в организационном плане. Его не ограничивали конкретные сроки сдачи работы, и он сам мог распоряжаться своим временем, порой надолго отходя от сочинения балета, в связи с разработкой других творческих замыслов (Третьей симфонии и Третьего квартета). Сочинение музыки балета продлилось необычайно долго, без малого год — с мая 1875-го по апрель 1876 года. Гонорар Чайковского за «Лебединое озеро», по утверждению современных историков балета, был вдвое больше обычной выплаты балетному композитору — 800 рублей, что на тот момент составляло примерно треть от его профессорского заработка в Московской консерватории за целый год! Кроме того, именно Чайковский выступил инициатором выбора «фантастического сюжета из рыцарских времён», поскольку считал его наиболее подходящим для балетного жанра, и принял участие в разработке сценария и либретто.

Притом что музыка Чайковского к «Лебединому озеру» нравилась и исполнителям, и зрителям спектаклей, она же приводила их в замешательство симфоническим масштабом и сложностью содержания. Так необычно было слышать в музыке для танца яркий драматизм, а порой и открытый трагизм! Не меньшее удивление вызывал и сценарий балета, оканчивающийся смертью главных героев. Образец балетной классики в наши дни, для своего времени «Лебединое озеро» было новаторским произведением.

Первая постановка балета, напротив, осталась в истории искусства как пример рутинного сценического решения. Как писал один из критиков, «чýдная музыка Чайковского к этому балету не выкупала той скуки, какую навевало всегда “Лебединое озеро” в его прежней постановке». В роли Одетты/Одилии на премьере выступила балерина Полина Михайловна Карпакова, роль Принца Зигфрида исполнил Станислав Феликсович Гиллерт, за дирижёрским пультом стоял Степан Яковлевич Рябов. В этой версии спектакль продержался в репертуаре Большого театра до 1879 года, пройдя за три сезона тридцать раз.

 

Сцена из первой постановки балета «Лебединое озеро» (действие II, явление 1)

Вырезка из журнала «Всемирная иллюстрация» (1877. № 434. 23 апреля. С. 340)

 

 

Сцена из первой постановки балета «Лебединое озеро» (действие IV, финал)

Вырезка из журнала «Всемирная иллюстрация» (1877. № 434. 23 апреля. С. 340)

 

В 1880 году балетмейстер Йозеф Гансен обновил постановку, переделав, в частности, развязку. Принц и Одетта теперь не погибали, а спасались. Одетта, превратившись в обычную девушку, прощалась со своими родичами-лебедями и уходила с Принцем. В таком варианте балет шёл до 1883 года, после чего был снят с репертуара. В 1888 году второй акт «Лебединого озера» был поставлен балетмейстером Августином Бергером на сцене Национального театра в Праге и в феврале-апреле 1888 года был показан восемь раз. После первого представления 21 февраля Чайковский записал в дневнике: «В ложе. Лебединое озеро. Минута абсолютного счастья».

В исторической перспективе постановки «Лебединого озера», осуществлённые при жизни Чайковского, видятся прологом великого спектакля 1895 года в хореографии Мариуса Ивановича Петипа и Льва Ивановича Ивáнова на сцене Мариинского театра. Она составила подлинную славу этого замечательного произведения, всесторонне раскрыв его художественный потенциал.