Сумерки, закат, вечер, ночь не раз вдохновляли композиторов всех времён и народов. Поразмышляем об этом вместе с людьми творческими, впечатлительными и эмоциональными, одним словом — с композиторами…
Каждого музыканта ночь привлекала разными гранями и красками, будила свои эмоции, мысли, мечты. Как и сотни лет назад, сегодня для нас ночная пора ассоциируется с определённым кругом образов, воспоминаний, надежд. Ночь — время фантастики и фантазии, сказок и чудес, пора романтических свиданий, воплощение мечты и печали, символ возвышенности чувств, а иногда и час драматических роковых перемен.
Обращение к ночной поре встречается в старинной музыке; например, таинственный и смутный предрассветный пейзаж воплощает Антонио Вивальди в концерте «Ночь», но по-настоящему любимыми временами суток вечер и ночь становятся у романтиков. В фортепианной музыке это время суток рисует Роберт Шуман в «Ночных сценах», миниатюрах «Вечером» и «Ночью» из «Фантастических пьес». Эмоциям, переживаемым в ночную пору, посвящены жанры ноктюрна (от фр. nocturne — «ночной») и серенады (фр. serenade, от итал. serenata, от sera — вечер). Ноктюрны Джона Фильда, Фридерика Шопена, Петра Чайковского, Александра Скрябина — богатейшая энциклопедия любовных чувств, наполненных благородством и возвышенностью, грустью и надеждой, сожалениями и надеждами. Нежными, умиротворёнными красками пронизаны «Белые ночи» и «Вечерние грёзы» Петра Чайковского и «Лунный свет» Клода Дебюсси — послушайте эту миниатюру в исполнении Эмиля Гилельса, почувствуйте, как поначалу робкие лучи постепенно разливаются волнами загадочного голубоватого света, освещая ночной пейзаж…
Ночные образы проникают и в музыку для детей. Как только сгущаются сумерки, наступает время сказок, чудес, страшных историй, воплощённых в «Няниной сказке», «Бабе Яге» из «Детского альбома» Петра Чайковского. Пьесы «Вечер» и «Ходит месяц над лугами» тихо и благостно заканчивают день ребенка в цикле «Детская музыка» Сергея Прокофьева.
В симфонической музыке вдохновенное воплощение ночной поры можно встретить в музыке Феликса Мендельсона к комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь», а также в сюите Сергея Прокофьева «Летняя ночь».
Подлинной сокровищницей ночных образов является камерно-вокальная музыка. Вспомним, например, романсы «Венецианская ночь» Михаила Глинки, «Ночь печальна» и «Сон» Сергея Рахманинова, «Сумерки» и «Весенняя ночь» Роберта Шумана, «Перед сном» и «На вечерней заре» Рихарда Штрауса, «Заход солнца» и «В вечерний час» Эдварда Грига, «Вечерок» и «Лунным светом пьяны липы» Валерия Гаврилина из цикла «Листки старинного альбома».
А сколько прекрасных народных песен посвящено этому времени суток! Колыбельные, протяжные, лирические напевы из века в век передают нежность, заботу, задумчивость и печаль. Кто не помнит напев «Ой, то не вечер, то не вечер»… Из народных истоков черпают свою красоту и такие непревзоденные шедевры песенного жанра, как «Тёмная ночь» Никиты Богословского — послушайте её в исполнении Марка Бернеса.
В хоровой музыке ночь часто становится символом возвышенности чувств — в качестве примеров можно привести «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова, кантату Георгия Свиридова «Ночные облака» на стихи Александра Блока.
Кульминационные сцены опер также зачастую происходят в ночную пору. Зловещий ночной сумрак окутывает драматические роковые события в «Риголетто» Джузеппе Верди, «Пиковой даме» Петра Чайковского; именно ночью Татьяна пишет своё признание в любви Онегину и ночью через долгое время он пытается объясниться с ней и вернуть её чувство. Под покровом ночи Мизгирь ищет Снегурочку в заповедном лесу, а светлячки и леший мешают ему догнать мелькающий между деревьями силуэт любимой…
Атмосфера ночи окружает центральные картины многих балетов, например, «Уход гостей. Ночь» из «Щелкунчика» Петра Чайковского. Расходятся гости, и на сцене остаётся одна лишь девочка, баюкающая куклу; и вдруг в ночной тишине раздаются странные шорохи — это мыши, постепенно заполняющие всю сцену… Из богатейшего балетного творчества Сергея Прокофьева приведём в качестве примера «Сцену у балкона» — упоительную картину первого свидания в балете «Ромео и Джульетта». В «Золушке» полночь — роковое время, препятствующее счастью влюблённых.
Богатейшая коллекция нот, произведений живописи, эскизов декораций, фотографий, сценических костюмов, связанных с тематикой ночи, хранится в Российском национальном музее музыки. Приглашаем вас погрузиться в вечернюю и ночную музыкальную атмосферу во время «Ночи музеев – 2021» 15 мая. Каждый сможет провести этот вечер по своему вкусу: выбрать черты ночного времени, созвучные личным предпочтениям, собрать свою коллекцию любимых ночных образов.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).