5 января исполняется 160 лет со дня рождения выдающегося грузинского композитора Мелитона Антоновича Баланчивадзе (1862/63 – 1937). Его называют создателем грузинской музыкальной классики. Он стал собирать грузинские народные песни, был организатором и руководителем грузинских этнографических хоров. Первым из грузинских композиторов начал выступать с сольными, ансамблевыми, хоровыми и оркестровыми обработками песенного фольклора. Первым в 1897 году приступил к работе над созданием грузинской национальной героической оперы.
«Расцвет национальной музыки невозможен, если в основу её не будет положена народная песня», – считал Мелитон Баланчивадзе.
В 1888 году Баланчивадзе написал своё первое музыкальное произведение – «Попурри из грузинских народных песен» для хора и оркестра, затем – несколько романсов. Композитор пропагандировал грузинское народное музыкальное творчество на родине и в России, преодолевая индифферентное, зачастую пренебрежительное, отношение со стороны некоторых представителей как кавказской, так и некавказской интеллигенции.
Любовь Баланчивадзе к музыке впоследствии впитали его сыновья – хореограф Джордж Баланчин и композитор Андрей Баланчивадзе, а его внук, музыкант и художник Джарджи Баланчивадзе, делился семейными преданиями о своем деде: «Он был выдающимся певцом. У него был превосходный баритон. Один из друзей Мелитона, великий философ Владимир Соловьев, просто влюбился в Грузию благодаря народным грузинским песням, которые ему пел дед. Это потом уже Мелитон начал писать музыку».
С 1895 по 1917 год Баланчивадзе провёл в России большое количество этнографических концертов. При этом дух этнографизма «грузинских вечеров» основывался на строгом отборе подлинно национальных музыкальных образцов. Ради этой деятельности музыкант оставил незавершённым курс в Санкт-Петербургской консерватории, где учился композиции у Н.А. Римского-Корсакова.
Полученное музыкальное образование позволило Баланчивадзе осуществить в своем творчестве синтез русской и грузинской музыки. Музыковед В.М. Беляев писал, что «Баланчивадзе – пионер установления непосредственных идейно-творческих связей грузинского оперного искусства с национальной русской оперной школой с её характерными чертами…»
Отдельные номера будущей героической оперы Баланчивадзе «Коварная Тамара» исполнялись на его концертах. Журнал «Квали» опубликовал отзыв: «Сегодня мы слушали интродукцию грузинской драматической оперы, которая поразит своею самобытностью каждого знатока музыки, так как в ней он услышит подлинное эхо прошлой культуры своего народа. Большая заслуга Мелитона Баланчивадзе в том, что он впервые европеизировал грузинские мотивы с сохранением присущего им колорита».
Газета «Иверия» в своей оценке идёт еще дальше: «”Коварная Тамара” Мелитона явится фундаментом нашей молодой композиции, она не одного композитора ободрит и покажет ему величие и богатство грузинской музыки. Опера “Коварная Тамара” значительна для нас не только тем, что она первая, но, главным образом, тем, что в ней поет вся Грузия. В ней собраны мелодии-напевы всех уголков нашего маленького края, проникнутые духом одного народа, которые объединила, связала и слила воедино опытная муза М. Баланчивадзе».
Грузинского музыкального деятеля стали сравнивать с другим национальным классиком – Михаилом Глинкой. Именно по инициативе и на деньги Баланчивадзе было напечатано первое полное собрание из 363 писем Глинки, изданное Н. Финдейзеном в год 50-летия со дня смерти великого русского композитора. Одним этим, по мнению музыковеда А. Оссовского, «он воздвиг себе памятник».
В марте 1917 года Баланчивадзе вернулся на родину. Его созидательная энергия нашла выход в организации музыкальных учебных заведений в Грузии. Он основал Кутаисское музыкальное училище и стал его первым директором. При его содействии были открыты музыкальные школы и училища в Самтредиа, Гори, Велисцихе и пять музыкальных школ в Тбилиси. В 1921 году Баланчивадзе стал заведующим музыкальным отделом при Народном комиссариате просвещения Грузии. Позже он внёс значимый вклад в реорганизацию Тбилисской консерватории.
Работа композитора над оперой «Коварная Тамара» возобновилась спустя 20 лет после её начала. То, что было допустимо для первого в истории грузинской музыки опыта, теперь, когда уже были поставлены национальные оперы Захария Палиашвили и Дмитрия Аракишвили, требовало коренной переработки в соответствии с изменившимся историческим и культурным контекстом.
Либретто перевели на грузинский язык. Завершить оперу помогали Николай Черепнин и сын Мелитона – Андрей Баланчивадзе: расширили и переработали оркестровое вступление, сделали оркестровку. В 1926 году опера «Тамар Цбиери» («Тамар Коварная») была поставлена в Тбилиси. Через 10 лет, для Декады грузинского искусства в Москве (5–15 января, 1937), опера претерпела вторую редакцию, опять при помощи Андрея Баланчивадзе. Название оперы было изменено на «Дареджан Цбиери» («Коварную Дареджан»), чтобы у широкой публики не возникало путаницы с известной Царицей Тамарой.
После кончины Баланчивадзе «Дареджан Цбиери» многие годы находилась в репертуаре Тбилисского государственного театра оперы и балета имени З.П. Палиашвили; выпускались грампластинки с отдельными номерами из оперы.
1. Мелитон Баланчивадзе в молодости. Фотопортрет 1898 года. Репродукция из книги П. Хучуа
2. Музыкальная рукопись-автограф М. А. Баланчивадзе. Карталино-кахетинские песни. Запись для хора без сопровождения
3. Программа концерта. Тифлисский казенный театр. 4 июня 1898. Повторение концерта М.А. Баланчивадзе с участием Сараджевой, Каргаретели, женского и мужского хора и оркестра. Дирижер М.А. Баланчивадзе. Хоровые песни написаны и оркестрованы М.А. Баланчивадзе
4. Книга, изданная на средства М. А. Баланчивадзе. Полное собрание писем Михаила Ивановича Глинки / Собрал и издал Ник. Финдейзен. Санкт-Петербург, 1907
5. Мелитон Баланчивадзе. Фотопортрет 1920-х годов. Репродукционный негатив с издания Ленинградского союза композиторов
6. М. А Баланчивадзе. Опера «Коварная Тамара». 1-й акт. Автограф
7. Либретто. Тифлисский государственный оперный театр. Тамар Цбиери: Опера в 4-х действиях / Музыка М. Баланчивадзе; либретто по драме Акакия Церетели; перевод В. Л. Величко; краткое содержание и музыкальный обзор составлен Н. Рядновой. - Тифлис, [1925]
8. Программа. Тифлисский государственный оперный театр. 50-летие композиторской деятельности Мелитона Антоновича Баланчивадзе. В программе: опера «Тамара Цбиери», музыка М.А. Баланчивадзе. Тифлис, 29 апреля 1934
9. Сцена из спектакля. Тбилисский государственный театр оперы и балета имени З.П. Палиашвили. Опера М.А. Баланчивадзе «Дареджан Цбиери» («Дареджан коварная»). Сцена 1 Акта. Репродукционный негатив
10. Программа. Декада грузинского искусства в Москве. Тбилисский театр оперы и балета имени З.П. Палиашвили. «Коварная Дареджан» («Дареджан Цбиери»), опера в 3-х действиях, 4-х картинах. Музыка М.А. Баланчивадзе. Постановка режиссёра А. Цуцунава. Дирижер Ш. Азмайпарашвили. Художник С. Кобуладзе. Тбилиси, 1936
11. И.А. Аскурова.Эскиз декорации 1 действия к опере М.А. Баланчивадзе «Дареджан Цбиери». Репродукционный негатив. 1975
12. Мелитон Баланчивадзе. Фотопортрет. Репродукционный негатив. 1930-е
13. Программа. Тбилисский государственный театр оперы и балета имени З.П. Палиашвили. Опера М.А. Баланчивадзе «Дареджан Цбиери». Исполнители: Григорашвили, Цомая, Харадзе, Белакнели и другие. Дирижёр Мирцхулава. Режиссёр Курхули. Содержание. Тбилиси, 1948-1949
14. П.В. Хучуа. Мелитон Баланчивадзе. – Тбилиси: Издательство «Заря Востока», 1952. Монография с дарственной надписью Музею музыкальной культуры от автора
15. Грампластинка. М.А. Баланчивадзе. Ария Гоча из оперы «Коварная Дареджан» / Исполняют: П.В. Амиранашвили; Д.Н. Шведов (фортепиано). Апрелевский завод грампластинок. 1944
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).