Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Олигарх мировой оперы» Джакомо Мейербер

05.09.2021

 5 сентября исполняется 230 лет со дня рождения композитора Джакомо Мейербера (1791 – 1864)

 Известный музыкальный критик, теле- и радиоведущий Артём Варгафтик, рассказывая о творчестве Дж. Мейербера в своём авторском цикле «Партитуры не горят», назвал этого композитора «олигархом мировой оперы».

Действительно, судьба Дж. Мейербера — выдающегося оперного композитора эпохи романтизма и крупнейшего представителя стиля так называемой «большой» оперы, рассчитанной на пышность постановки и зрелищную эффектность, — сложилась счастливо. Родившемуся в семье крупного берлинского банкира, Дж. Мейерберу не пришлось добывать себе средства на пропитание и отстаивать своё право на творчество. Джакомо, как и его братья, получил блестящее образование: он поражал своей эрудицией в классической литературе и истории, в совершенстве владел французским и итальянским, знал греческий, латынь, еврейский языки. Значительность вклада Дж. Мейербера в развитие европейской оперы никогда не оспаривалась. Не только его бесчисленные сторонники, но и оппоненты (среди которых следует назвать имена Р. Шумана и Р. Вагнера) признавали его огромное дарование и высоко оценивали его композиторское мастерство. О большом интересе к творчеству Дж. Мейербера свидетельствует, в частности, признание издателя Гемми Брандуса, сделанное им в 1865 г., о том, что клавиры «Африканки» по «раскупаемости» не могут быть сравнимы ни с одной из прежних публикаций.

Композиторский дебют Дж. Мейербера связан с созданием им кантаты «Бог и природа» и двух опер: «Клятва Иевфая» на библейский сюжет (1812) и комической оперы на сюжет сказки из «Тысячи и одной ночи» «Хозяин и гость» (1813). Оперы были поставлены в Мюнхене и Штутгарте, но большого успеха не имели. Критика упрекала композитора в сухости и отсутствии мелодического дара. К счастью, Дж. Мейербер воспользовался советом покровительствовавшего ему известного композитора А. Сальери и отправился в Италию, на родину оперы, чтобы воспринять у её великих мастеров грацию и красоту мелодий.

Несколько лет — с 1816 по 1824 годы — Дж. Мейербер провёл в Италии, где смог усвоить и самобытно претворить в своём творчестве итальянскую манеру оперного письма. В Падуе, Турине, Венеции, Милане были с успехом поставлены его новые оперы — «Ромильда и Констанца» (1817), «Узнанная Семирамида» (1819), «Эмма Ресбургская» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822) и, наконец, самая яркая опера итальянского периода — «Крестоносец в Египте» (1824), имевшая успех не только в Европе, но в США и в Бразилии.

В 1824 году Дж. Мейербер получает приглашение в Париж от находившегося тогда в расцвете своей славы Дж. Россини, в чьём лице он обретает своего нового покровителя. Именно Дж. Россини во многом способствовал успеху Дж. Мейербера в Париже и постановке его «Крестоносца» (1825). В 1827 году Дж. Мейербер окончательно переезжает в Париж, где находит свою вторую родину и где к нему приходит мировая слава.

 

Внимательно наблюдая парижскую жизнь, композитор завязывает артистические и деловые контакты, посещает театральные премьеры. Знаковой встречей в творческой судьбе Дж. Мейербера стало знакомство с его будущим либреттистом Э. Скрибом, превосходным знатоком театра и вкусов публики, мастером сценической интриги. Результатом их плодотворного творческого сотрудничества стала едва ли не самая знаменитая опера Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол» (1831), имевшая ошеломляющий успех. Можно с полным основанием также утверждать, что в ней окончательно сформировались особенности оперного стиля композитора: яркие контрасты, живое действие, эффектные вокальные номера, оркестровая звукопись — всё это становится характерным и для других опер Дж. Мейербера.

В 1836 году состоялась триумфальная премьера следующей знаменитой оперы Дж. Мейербера — «Гугеноты», окончательно сразившая всех соперников композитора. Громкая слава Дж. Мейербера проникает и на его родину — в Германию. В 1842 году прусский король Фридрих-Вильгельм IV приглашает его на должность генерал-музикдиректора в Берлин. Для Берлинской оперы композитор пишет оперу «Лагерь в Силезии». А в Париже тем временем ставятся его оперы «Пророк» (1849), «Северная звезда» (1854), «Динoра» (1859). Последняя опера Дж. Мейербера — «Африканка» — увидела сцену через год после смерти композитора — в 1865 году.

В своих лучших оперных произведениях Дж. Мейербер выступает как крупнейший мастер, блистательно владеющий мелодикой и оркестровкой, что позволяло ему достигать тончайших живописных и ошеломляющих драматических эффектов. Не меньшее мастерство проявляет композитор и во владении хоровыми сценами. Влияние творчества Мейербера испытали многие его современники и последователи.

В фондах Российского национального музея музыки хранятсяфотографии Дж. Мейербера, редкие нотные издания его произведений, афиши и программки постановок опер композитора в России, в том числе, оперы «Роберт-Дьявол» на сцене Панаевской оперы (в этой постановке с огромным успехом пел партию Бертрама Фёдор Шаляпин) в Санкт-Петербурге (1894) и Мамонтовской оперы в Москве (Московской частной русской оперы под руководством Саввы Мамонтова), а также автограф Дж. Мейербера, который есть в старинном рукописном альбоме, принадлежавшем княгине Н.С. Голицыной (урождённой Апраксиной) и приобретённом выдающимся русским пианистом, композитором и педагогом, одним из основоположников русской фортепианной школы Александром Борисовичем Гольденвейзером в начале 20-х годов ХХ века.   

 

 

Подписи к иллюстрациям:

  1. Автограф Дж. Мейербера из Альбома, принадлежавшего княгине Н.С. Голицыной.

Из фондов РНММ

  1. Дж. Мейербер. Фотопортрет композитора

Из фондов РНММ