Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Олигарх мировой оперы» Джакомо Мейербер

05.09.2021

 5 сентября исполняется 230 лет со дня рождения композитора Джакомо Мейербера (1791 – 1864)

 Известный музыкальный критик, теле- и радиоведущий Артём Варгафтик, рассказывая о творчестве Дж. Мейербера в своём авторском цикле «Партитуры не горят», назвал этого композитора «олигархом мировой оперы».

Действительно, судьба Дж. Мейербера — выдающегося оперного композитора эпохи романтизма и крупнейшего представителя стиля так называемой «большой» оперы, рассчитанной на пышность постановки и зрелищную эффектность, — сложилась счастливо. Родившемуся в семье крупного берлинского банкира, Дж. Мейерберу не пришлось добывать себе средства на пропитание и отстаивать своё право на творчество. Джакомо, как и его братья, получил блестящее образование: он поражал своей эрудицией в классической литературе и истории, в совершенстве владел французским и итальянским, знал греческий, латынь, еврейский языки. Значительность вклада Дж. Мейербера в развитие европейской оперы никогда не оспаривалась. Не только его бесчисленные сторонники, но и оппоненты (среди которых следует назвать имена Р. Шумана и Р. Вагнера) признавали его огромное дарование и высоко оценивали его композиторское мастерство. О большом интересе к творчеству Дж. Мейербера свидетельствует, в частности, признание издателя Гемми Брандуса, сделанное им в 1865 г., о том, что клавиры «Африканки» по «раскупаемости» не могут быть сравнимы ни с одной из прежних публикаций.

Композиторский дебют Дж. Мейербера связан с созданием им кантаты «Бог и природа» и двух опер: «Клятва Иевфая» на библейский сюжет (1812) и комической оперы на сюжет сказки из «Тысячи и одной ночи» «Хозяин и гость» (1813). Оперы были поставлены в Мюнхене и Штутгарте, но большого успеха не имели. Критика упрекала композитора в сухости и отсутствии мелодического дара. К счастью, Дж. Мейербер воспользовался советом покровительствовавшего ему известного композитора А. Сальери и отправился в Италию, на родину оперы, чтобы воспринять у её великих мастеров грацию и красоту мелодий.

Несколько лет — с 1816 по 1824 годы — Дж. Мейербер провёл в Италии, где смог усвоить и самобытно претворить в своём творчестве итальянскую манеру оперного письма. В Падуе, Турине, Венеции, Милане были с успехом поставлены его новые оперы — «Ромильда и Констанца» (1817), «Узнанная Семирамида» (1819), «Эмма Ресбургская» (1819), «Маргарита Анжуйская» (1820), «Изгнанник из Гренады» (1822) и, наконец, самая яркая опера итальянского периода — «Крестоносец в Египте» (1824), имевшая успех не только в Европе, но в США и в Бразилии.

В 1824 году Дж. Мейербер получает приглашение в Париж от находившегося тогда в расцвете своей славы Дж. Россини, в чьём лице он обретает своего нового покровителя. Именно Дж. Россини во многом способствовал успеху Дж. Мейербера в Париже и постановке его «Крестоносца» (1825). В 1827 году Дж. Мейербер окончательно переезжает в Париж, где находит свою вторую родину и где к нему приходит мировая слава.

 

Внимательно наблюдая парижскую жизнь, композитор завязывает артистические и деловые контакты, посещает театральные премьеры. Знаковой встречей в творческой судьбе Дж. Мейербера стало знакомство с его будущим либреттистом Э. Скрибом, превосходным знатоком театра и вкусов публики, мастером сценической интриги. Результатом их плодотворного творческого сотрудничества стала едва ли не самая знаменитая опера Дж. Мейербера «Роберт-Дьявол» (1831), имевшая ошеломляющий успех. Можно с полным основанием также утверждать, что в ней окончательно сформировались особенности оперного стиля композитора: яркие контрасты, живое действие, эффектные вокальные номера, оркестровая звукопись — всё это становится характерным и для других опер Дж. Мейербера.

В 1836 году состоялась триумфальная премьера следующей знаменитой оперы Дж. Мейербера — «Гугеноты», окончательно сразившая всех соперников композитора. Громкая слава Дж. Мейербера проникает и на его родину — в Германию. В 1842 году прусский король Фридрих-Вильгельм IV приглашает его на должность генерал-музикдиректора в Берлин. Для Берлинской оперы композитор пишет оперу «Лагерь в Силезии». А в Париже тем временем ставятся его оперы «Пророк» (1849), «Северная звезда» (1854), «Динoра» (1859). Последняя опера Дж. Мейербера — «Африканка» — увидела сцену через год после смерти композитора — в 1865 году.

В своих лучших оперных произведениях Дж. Мейербер выступает как крупнейший мастер, блистательно владеющий мелодикой и оркестровкой, что позволяло ему достигать тончайших живописных и ошеломляющих драматических эффектов. Не меньшее мастерство проявляет композитор и во владении хоровыми сценами. Влияние творчества Мейербера испытали многие его современники и последователи.

В фондах Российского национального музея музыки хранятсяфотографии Дж. Мейербера, редкие нотные издания его произведений, афиши и программки постановок опер композитора в России, в том числе, оперы «Роберт-Дьявол» на сцене Панаевской оперы (в этой постановке с огромным успехом пел партию Бертрама Фёдор Шаляпин) в Санкт-Петербурге (1894) и Мамонтовской оперы в Москве (Московской частной русской оперы под руководством Саввы Мамонтова), а также автограф Дж. Мейербера, который есть в старинном рукописном альбоме, принадлежавшем княгине Н.С. Голицыной (урождённой Апраксиной) и приобретённом выдающимся русским пианистом, композитором и педагогом, одним из основоположников русской фортепианной школы Александром Борисовичем Гольденвейзером в начале 20-х годов ХХ века.   

 

 

Подписи к иллюстрациям:

  1. Автограф Дж. Мейербера из Альбома, принадлежавшего княгине Н.С. Голицыной.

Из фондов РНММ

  1. Дж. Мейербер. Фотопортрет композитора

Из фондов РНММ

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.