Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Опера опер». К 160-летию премьеры «петербургской» оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы»

10.11.2022

Любовь к итальянской опере в России XIX века была неоспоримой. Одним из самых популярных композиторов в середине столетия стал Джузеппе Верди. Его слава гремела, публика обожала своего кумира. Ежегодно на петербургской сцене шли 5-6 опер великого итальянца. Однако молодые русские композиторы и критики не принимали такого засилья «итальянщины» на русской сцене. «Ещё Верди! Опять Верди! Всё Верди! Везде Верди!» – иронизировал критик А. Н. Серов по поводу постановки «Луизы Миллер» в Большом театре в Петербурге.

На волне популярности Джузеппе Верди получил заказ от директора Императорских театров Андрея Сабурова на написание оперы, которая стала 22-й в творчестве маститого композитора. Посредником в переговорах выступал известный тенор Энрико Тамберлик, солист итальянской труппы в Большом театре в Петербурге. За сюжетную основу, по согласованию с заказчиком, композитор взял драму испанского романтика Анхеля Переса де Сааведры герцога Риваса «Дон Альваро, или Сила судьбы», а либреттистом стал соавтор уже десятой оперы маэстро Франческо Мария Пьяве. 

Премьера оперы «Сила судьбы» состоялась 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1862 года на сцене Императорского Большого (Каменного) театра. Джузеппе Верди сам придирчиво отбирал артистов итальянской труппы для премьеры в Петербурге. В партии Леоноры выступила Каролин Барбо, Тамберлик исполнил партию Дона Альваро, а Дона Карлоса – Франческо Грациани. На постановку не жалели денег – выплачивались огромные гонорары, сценограф Андрей Роллер создал роскошные декорации.

Сохранились противоречивые сведения о степени успешности премьеры «Силы судьбы» в Петербурге. В свидетельствах современников оценка колебалась от неудачи и аплодисментов вежливости до безоговорочного успеха и переполненного театра на первых спектаклях. На 4-м из премьерных спектаклей присутствовал российский император Александр II (на самом первом представлении он не мог быть из-за болезни), лично поздравил композитора, и вскоре Верди был награжден орденом Святого Станислава 2 степени. В любом случае, постановка выдержала лишь 19 представлений и сошла со сцены.

Сюжет оперы крайне драматичен: в нём много тайн и смертей, есть переодевания и неузнанные родственники. В центре оперного либретто – цепь роковых случайностей, воля злой судьбы, от которой главные герои не в состоянии скрыться, даже сменив имя, спрятавшись за одеждой, свойственной другому полу или исчезнув за стенами монастыря. «Силу судьбы» называли «оперой опер» именно за свойственную спектаклям этого жанра драматургическую несуразность, нелепость некоторых сюжетных ходов.

После петербургской премьеры Верди занялся переработкой оперы и создал второй укороченный вариант, с измененными сценами и чуть менее трагичной  концовкой – если в первоначальной версии погибали все три главных героя, то в новой редакции Дон Альваро оставался в живых и оплакивал жертв рока. Новым либреттистом стал Антонио Гисланцони. В 1869 году в миланском театре Ла Скала состоялась премьера второй редакции оперы, и именно эта версия стала наиболее распространена на оперной сцене. Во второй версии появился и безусловный оркестровый «шлягер», который по сей день регулярно исполняется в различных концертах – великолепная увертюра к опере, заменившая первоначальное краткое вступление.

«Сила судьбы» неоднократно ставилась – с большим или меньшим успехом – в дореволюционной России и за рубежом. Её сценическую историю сопровождали суеверия, роковые обстоятельства: комические (вроде лопнувших у солиста брюк) и трагические (смерть исполнителя партии Дона Карлоса баритона Леонарда Уоррена во время представления в Метрополитен-опера) случаи во время представлений.

Каждый из постановщиков предлагал свою версию, переставляя и по-иному компонуя музыкальные номера, делая купюры ради достижения необходимого драматургического эффекта. Недостатки оперного либретто прикрывались музыкальными красотами, и все истории сценических успехов этой оперы связаны с великолепными дирижерскими и вокальными интерпретациями.

В Советском Союзе опера не ставилась на протяжении многих лет (лишь в 1934 году в Ленинграде была представлена опера в концертном исполнении) и только в 1963, к 150-летию Джузеппе Верди, была поставлена на сцене ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова, став первой постановкой на русской сцене силами отечественных исполнителей. Театральной сенсацией стал спектакль 1979 года в Свердловском театре оперы и балета: музыкальное решение оперы, предложенное дирижёром-постановщиком Евгением Колобовым, показало огромный эмоциональный и романтический потенциал вердиевской партитуры. Спектакль с успехом гастролировал и в Москве. Неоднократно ставилась опера и в конце XX, и в XXI веке, а в Мариинском театре была предпринята попытка реконструировать первую, именно петербургскую, редакцию оперы. Современных зрителей не оставляют равнодушными трагический сюжет, темы возмездия и рока и неизменно будоражащая чувства музыка великого Верди.