Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Основоположник немецкой романтической оперы

18.11.2021

18 ноября исполняется 235 лет со дня рождения композитора Карла Марии фон Вебера.

 

В историю мировой музыкальной культуры композитор Карл Мария Вебер (1786 – 1826) вошел как основоположник немецкой романтической оперы. В честь персонажей его опер даже названы астероиды Эврианта, Реция, Прециоза, Фатме и Зубаида.

К.-М. Вебер (полное имя Карл Мария Фридрих Август Эрнст фон Вебер) родился 18 ноября (или 19 ноября) 1786 года в Эйтине, в музыкальной семье. Мать будущего композитора обладала прекрасными вокальными данными, и работала в театре в качестве профессиональной певицы. Отец К.-М. Вебера, страстно любивший музыку и театр, оставил службу в пехоте, став капельмейстером и антрепренёром театральной труппы. 

Помимо серьёзных занятий музыкой, Карл Мария великолепно рисовал маслом, обладая не только музыкальным, но и живописным талантом. Отец, игравший на многих инструментах, и мать-певица уделяли особое внимание развитию музыкальных способностей Карла Марии, и стремились найти для него лучших педагогов. В 1798 году двенадцатилетнему Веберу посчастливилось стать в Зальцбурге учеником Михаила Гайдна, младшего брата знаменитого Йозефа Гайдна, а к пятнадцати годам он уже был автором вполне успешных фортепьянных пьес, песен, мессы и трёх зингшпилей.

Особенно важную роль в образовании Вебера сыграл Георг Йозеф Фоглер, известный также как аббат Фоглер – видный немецкий композитор, органист, теоретик и педагог, с которым Карл Мария занимался в 1803–1804 годах в Вене. При его содействии К.-М. Вебер получил в 1804 году должность капельмейстера оперного театра в Бреславле.

В последующие годы, служа при дворах в Карлсруэ и Штутгарте, Вебер пишет ряд сочинений, получивших широкое признание: это оперы «Рюбецаль» и «Сильвана», музыка к пьесе Ф. Шиллера «Турандот», две симфонии, концерт для скрипки с оркестром и другие. Не менее успешно Вебер выступал и как дирижёр оперных театров крупных городов (Бреславль, Карлсруэ, Штутгарт, Мангейм, Дармштадт, Франкфурт, Мюнхен, Берлин), а также совершил в 1810 году успешное гастрольное турне в качестве пианиста по многим городам Германии, Австрии, Швейцарии.

С 1811 по 1813 годы композитор жил большей частью в Дармштадте, где общался с молодыми музыкантами и писателями, в том числе, посетил И.-В. Гёте в Веймаре. В 1813-1816 годах Вебер возглавлял оперный театр в Праге, а затем до конца жизни (1926) был дирижером немецкой оперы в Дрездене.

Выдающийся композитор и блистательный исполнитель-виртуоз, К.-М. Вебер явился подлинным новатором не только в своих оперных шедеврах, но и в многочисленных инструментальных опусах. Его музыка оказала влияние на многих крупнейших композиторов XIX века: Р. Шумана и Ф. Шопена, Ф. Листа и Г. Берлиоза, М. Глинку и П. Чайковского.

 Дрезденский период стал вершиной творческой деятельности К.М. Вебера. В это заключительное десятилетие жизни композитора им были написаны лучшие фортепианные и оперные произведения: многочисленные сонаты для фортепиано, «Приглашение к танцу», «Концертштюк» для фортепиано с оркестром, а также оперы «Волшебный стрелок», «Эврианта» и «Оберон», открывшие новую страницу в истории немецкой и мировой оперы.

Постановка «Волшебного стрелка» принесла Веберу всемирную славу и известность.

В фондах Российского национального музея музыки хранятсяфотографии, а также литография и гравюра с портретом композитора, многочисленные нотные издания его произведений.

 

 

Иллюстрации предметов из фондов Российского национального музея музыки:

  1. Карл Мария фон Вебер. Литография.
  2. Карл Мария фон Вебер. Терцет Агаты, Анхен и Макса из оперы "Волшебный стрелок" (№ 9). / Русский перевод С. Александрова. - Москва : П. Юргенсон. 1875.