Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

От вундеркинда до классика: жизнь и творчество Сергея Прокофьева

23.04.2025

Сегодня, 23 апреля (по старому стилю – 11 апреля), исполняется 134 года со дня рождения выдающегося русского композитора Сергея Сергеевича Прокофьева. Музей музыки гордится, что в его состав входит квартира в Камергерском переулке, в котором несколько лет жил и творил Прокофьев. Здесь хранятся его личные вещи и мебель, музыкальные рукописи, рояль “Steinway & Sons”, на котором он играл, концертный фрак, дирижёрская палочка, шахматы и другие предметы, связанные с композитором. Музей музыки обладает также внушительной коллекцией автографов музыкальных (и нескольких литературных) произведений Прокофьева, перепиской с современниками, портретами, фотографиями, нотами и книгами с дарственными надписями в его адрес, макетом рабочего кабинета композитора, корректурными оттисками с поправками автора и другими материалами.

Сергей Прокофьев был вундеркиндом. Уже с пяти лет он придумывал музыкальные сочинения (самое первое – фортепианная пьеса «Индийский галоп»). В девять лет он написал первую оперу – «Великан» (про страшного Великана и двух храбрых молодых людей, защищающих от опасности молодую девушку). Эта опера (в реконструированном виде) ставится на различных площадках до сих пор. В 13 лет юный композитор поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Учителями Прокофьева в консерватории были Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Николай Черепнин и др. На становление юного музыканта и композитора оказал влияние и директор консерватории Александр Глазунов.

Прокофьев известен новаторским подходом к музыке. В ранний период творчества его стиль часто называли «скифским» из-за использования резких, диссонирующих гармоний и мощных ритмов, что особенно ярко проявилось в «Скифской сюите» (1916). Его музыка вызывала споры: одни восхищались её энергией и оригинальностью, другие считали слишком радикальной. Например, Первый фортепианный концерт (1912) шокировал публику необычностью музыкального языка.

Своеобразным творческим соперником Прокофьева на музыкальном фронте был Игорь Стравинский. И того, и другого композитора в прессе называли “enfant terrible” (“несносный ребенок”). Однако, несмотря на соперничество, оба композитора уважали и признавали талант друг друга. Их вклад в мировую музыку остаётся неоспоримым, и сегодня имена Прокофьева и Стравинского стоят рядом как двух великих представителей русской музыкальной культуры XX века.

Сергей Прокофьев активно сотрудничал с известным импресарио Сергеем Дягилевым, который сыграл ключевую роль в продвижении русского искусства на Западе. Их сотрудничество началось в 1914 году, когда Дягилев заказал Прокофьеву музыку для балета «Ала и Лоллий», хотя этот проект не был реализован. Вместо этого Прокофьев написал балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего» (1920), который стал их первым совместным успехом. Позже Дягилев заказал Прокофьеву ещё два балета: «Стальной скок» (1927) и «Блудный сын» (1929), которые укрепили репутацию композитора в европейских музыкальных кругах.

После революции 1917 года композитор уехал из России и провёл более 15 лет за границей, живя в США, Европе и путешествуя по миру. Однако в 1936-м Прокофьев принял решение вернуться в СССР, что стало неожиданностью для многих. В СССР Прокофьев написал такие шедевры, как балет «Ромео и Джульетта» (1935), музыку к фильму «Александр Невский» (1938), симфонии №№ 5–7 (в период 1944–1952), ряд опер и симфоническую сказку «Петя и волк» (1936).

Композитор был страстным любителем шахмат и считал их важной частью своей жизни. Он часто играл в шахматы с друзьями и коллегами, включая других известных композиторов и музыкантов. Прокофьев даже участвовал в шахматных турнирах, а в 1914 году сыграл партию с будущим чемпионом мира Хосе Раулем Капабланкой, которую, правда, проиграл. Шахматы для Прокофьева были не только увлечением, но и служили источником вдохновения, помогающим развивать логическое мышление и концентрацию.

Сергей Прокофьев был большим поклонником автомобильного спорта. Среди автомобилей, принадлежавших Прокофьеву, были машины марок «Балло», «Форд» и «Опель-Кадетт». Его страсть к скорости иногда приводила к авариям: однажды он попал в серьёзное ДТП, после которого долго восстанавливался. Это увлечение отразилось даже в его музыке – например, в балете «Стальной скок» (1927) можно услышать индустриальные звуки, напоминающие шум моторов.

Прокофьев увлекался литературой и даже пробовал себя в качестве писателя. Он вёл подробные дневники, в которых описывал жизнь, творчество и встречи с известными людьми. Эти дневники, изданные после его смерти, стали ценным источником информации о культурной жизни начала XX века. Кроме того, Прокофьев сам писал либретто для некоторых своих опер, таких как «Огненный ангел» и «Война и мир», проявив литературный талант.

Композитор создал ряд произведений для детской аудитории, в которых органично сочетались образовательные задачи и высокие художественные качества. Его симфоническая сказка «Петя и волк» (1936) представляет собой новаторский пример музыкально-просветительской работы, где инструменты оркестра ассоциируются с конкретными персонажами через систему лейтмотивов. Фортепианный цикл «Детская музыка» (1935) служит эффективным педагогическим материалом, развивающим технические навыки посредством образных музыкальных зарисовок. Замечательным примером претворения сказочного сюжета служит лирико-философский балет «Золушка» (1945) Прокофьева.

Значима роль Сергея Прокофьева и как композитора кино. Его музыка к фильму «Александр Невский» (1938) Сергея Эйзенштейна вошла в золотой фонд кинематографа и продемонстрировала умение сочетать эпическую мощь с тонким лиризмом. Также он написал музыку к фильму «Иван Грозный» (1944).

Седьмая симфония и опера «Война и мир» прославили композитора на мировом уровне. Умер Прокофьев в один день со Сталиным – 5 марта 1953 года, что оставило его кончину почти незамеченной в советской прессе.

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.