С 22 марта 2024 года в Музее музыки открылась выставка «Шелк и бамбук» в рамках «перекрестных» Годов культуры Россия – Китай 2024–2025 гг.
Выставка призвана раскрыть своеобразие китайской традиционной культуры, а также показать важные страницы истории последних двух столетий культурных взаимосвязей Китая и России.
«Выставка «Шёлк и бамбук» является важным мероприятием года перекрестных культурных обменов России и Китая, которые будут проводиться в 2024-2025 г.г. В 2024 году состоится свыше 200 мероприятий в более чем 50 городах Китая и 30 городах России. Нельзя не отметить, что россияне относятся с огромным интересом к китайской культуре. В наших музеях хранятся ее уникальные образцы», - сказала, в рамках открытия выставки, директор Департамента музеев и внешних связей Минкультуры РФ Елена Харламова.
«В Музее музыки хранится свыше 250 китайских музыкальных инструментов, а также множество артефактов, связанных с историей культуры России и Китая. На нашей выставке мы не только представляем богатую китайскую коллекцию из фондов музея, но и рассказываем о смыслах, которыми она наполнена», - отметил генеральный директор Российского национального музея музыки, заслуженный деятель искусств РФ, член Общественной палаты РФ Михаил Брызгалов.
«Шелк и бамбук – это символы китайской культуры. Китай является родиной шелка, а бамбук всегда был одним из самых распространённых видов материала. В Китае сочетание шелка и бамбука – это музыка, потому что большинство китайских музыкальных инструментов сделаны именно из них, а музыка – это мост, который соединяет сердца народов России и Китая», - отметил советник-посланник по культуре Посольства Китайской Народной Республики в Москве, директор Китайского культурного центра в Москве господин Фэн Литао.
В церемонии открытия выставки также принял участие господин Цзо Чженьгуань – композитор китайского происхождения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, автор ряда музыковедческих работ по китайской музыке, партнёр выставки.
Приветствие от руководителя Россотрудничества Евгения Примакова зачитала главный специалист-эксперт отдела культурных инициатив Управления общественной дипломатии Оксана Ильина.
В рамках церемонии открытия выставки Китайский культурный центр в Москве передал в фонды Российского национального музея музыки китайское традиционное резное панно из дерева с изображением иероглифа удачи и благополучия в обрамлении орнамента из цветов лотоса и растений.
Китайская культура насыщена числами и пропитана их символическими значениями. Специфика китайского искусства заключается в его центрированности не на человеке, а на природе, отражением которой является, в частности, музыка. В Китае, в отличие от Европы, существует представление о мироздании как о взаимосвязи пяти природных стихий, порождающих всё разнообразие материального мира.
«Шёлк» и «бамбук» – универсальные категории, символы и понятия в культуре Китая. В системе философско-этических и эстетических воззрений китайцев шёлк (шёлковая нить) имеет связь с самим понятием «культура», а бамбук (бамбуковая трубка) представляет собой один из символов пустоты, воплощает в себе важнейшие идеи китайской культуры – упорядоченность, чистоту и стойкость.
Отдельная страница выставки отведена пекинской опере – одному из ярких традиционных жанров искусства Китая. В экспозиции представлены китайские маски театральных героев, фотографии сцен из спектаклей пекинской оперы в Москве в 1950-х и 1980-х годах.
На выставке представлены предметы декоративно-прикладного искусства, музыкальные инструменты, театральные маски, характеризующие традиционную культуру Китая, а также эскизы декораций, костюмы постановок, афиши концертов и фотографии, свидетельствующие о многолетних культурных российско-китайских связях.
Большинство экспонатов представлено впервые!
Специально к выставке отреставрирован ряд предметов, среди которых традиционная китайская театральная маска "Царь-обезьян" первой половины XX века.
Среди наиболее ярких экспонатов – струнный музыкальный инструмент Цинь эпохи правления династии Мин (1364–1644), изготовленный из красного дерева и инкрустированный перламутром, ударный музыкальный инструмент Баньгу конца XIX века, эскиз костюмов китайца и китаянки к балету П.И. Чайковского "Щелкунчик" художника В. Доррера, эскиз декорации "В порту" к балету "Красный мак" Р. Глиэра художника М. Курилко (1970), фотографии выдающегося баса Ф. Шаляпина на гастролях в Китае, музыкальная рукопись песни «Москва – Пекин» В. Мурадели.
Выставка снабжена фонограммами звучания традиционной музыки Китая, ориентальными фрагментами из произведений русских и советских классиков, а также образцами современной музыки китайских композиторов.
Среди гостей выставки: декан Высшей школы культурной политики и управления в гуманитарной сфере (факультета) МГУ Елена Халипова, директор Музея А.Н. Скрябина Александр Лазарев, советник генерального директора Музея Востока Татьяна Метаксахудожник Сен Бейон и другие.
Выставка будет работать для посетителей до 3 ноября 2024 года.
Посещение выставки осуществляется по входному билету в музей.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).