Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Патриарх джаза. «Старик» Варламов

19.06.2024

19 июня исполняется 120 лет со дня рождения одного из основоположников советского джаза Александра Владимировича Варламова (1904-1990).

Александр Варламов – правнучатый племянник известного русского композитора, автора популярных романсов и песен (среди них - «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт», «На заре ты её не буди», «Горные вершины», «Белеет парус одинокий»), сочинителя балетов и музыки к драматическим спектаклям, педагога и певца Александра Егоровича Варламова. Его родственником был и знаменитый артист Александринского театра Константин Варламов, мама будущего джазмена была оперной певицей.

Александр Владимирович родился в Симбирске и вырос в доме, наполненным музыкой и театром. Восемнадцатилетним юношей Александр приехал в Москву и поначалу поступил на актёрский факультет к В.Э. Мейерхольду в Государственные экспериментальные театральные мастерские. Но все же любовь к музыке и желание заниматься ей профессионально победила. Вскоре Варламов пошел учиться в музыкальный техникум имени Гнесиных, где его педагогами стали М.Ф. Гнесин, Р.М. Глиэр, Д.Р. Рогаль-Левицкий. Начинающий композитор пишет музыку к театральным спектаклям, сочиняет оперетту. Огромное впечатление производят на него выступления джаз-ансамбля Валентина Парнаха, концерты американских джазовых музыкантов. Педагог по инструментовке Дмитрий Рогаль-Левицкий первым обращает внимание ученика на особенности негритянского джаз-банда.

По окончании училища Варламов, уже покоренный искусством джаза, заведует музыкальной частью Московского театра миниатюр, собирает небольшие джазовые коллективы, а в 1934 году создает и возглавляет оркестр парка ЦДКА, солисткой в котором выступала приехавшая учиться в СССР афроамериканская певица Целестина Коол. Александр Владимирович развивал направление не эксцентрических джаз-бандов, а сосредоточился на виртуозном исполнении инструментальной и танцевальной музыки. Музыкальный обозреватель В. Эрманс писал: «Джаз под руководством Варламова культурный, корректный и достаточно квалифицированный ансамбль. Это, если можно так выразится, «джазовый персимфанс». Его руководитель, композитор Александр Варламов, на эстраде не присутствует вовсе и тем самым освобождает публику от набившего оскомину трюкачества, положенного «по чину» дирижёрам джаза с легкой руки Леонида Утёсова». Джаз Александра Варламова отличался высоким профессионализмом, хорошим вкусом, музыкальностью. Вскоре Варламов собирает еще один ансамбль из семи музыкантов – «Септет», который поклонники окрестили «Горячей семеркой». Варламовские коллективы стали одними из лучших советских джазовых исполнителей и в конце 1930-х выпустили записи серии грампластинок с классическими образцами советского джаза - «Свит су», «Луна», «Вальс», «Дикси-ли», «На карнавале», «Ранний час», «Счастливая дорога», «Уходит вечер», «Счастьем жизнь полна». В числе треков были как оригинальные сочинения самого Варламова, так и его аранжировки, сделанные с большим мастерством.

Нередко Варламов, неизменно актёрски обаятельный, выступал на концертах в качестве вокалиста, но при этом не стремился перетянуть на себя внимание как на солиста, рассматривая вокал лишь как одну из инструментальных красок. При этом, т.к. в то время ещё не получило распространение выступление с микрофоном, музыкант помогал своему не очень сильному и громкому, но приятному голосу с помощью своеобразного мегафона. Об одном таком выступлении сохранилось упоминание в полных иронии и сарказма записных книжках И. Ильфа и Е. Петрова: «Концерт джаз-оркестра под управлением Варламова. Ужасен был конферансье. В штате Техас от момента выхода на сцену такого конферансье до полного предания его тела земле с отданием погребальных почестей проходит ровно пять минут. Ковбои в бараньих штанах сразу открывают беспорядочную стрельбу. Джаз играл паршиво, но с громадным чувством и иногда сам плакал, растрогавшись ("в маленьком письме вы написали пару строк, что меня любили"). Испытанные сержанты милиции, наполнявшие зал, шумно вздыхали, ревели "бис". В общем, растрогались все. Хорош был старик Варламов, трубивший нежные слова любви в рупор, сшитый из зеленого скоросшивателя. Он был во фраке и ботинках». «Старику» Варламову, однако, в то время не было ещё тридцати лет, только седеть он начал рано. А на упрёк писателей в «паршивой игре», Александр Владимирович отвечал, что, вероятно, литературная зарисовка родилась на каком-то разовом выступлении с подшефным оркестром, так как «Горячая семерка» всегда играла великолепно.

Следующим составом, которым руководил Варламов, стал оркестр Всесоюзного радиокомитета.Именно выступление оркестра под управлением Александра Варламова стало одной из первых музыкальных телевизионных передач из первой студии телевидения на Шаболовке. В 1940–1941 годы Варламов был главным дирижёром Государственного джаз-оркестра СССР (Госджаз), который был организован в 1936 году и стал прообразом будущих эстрадно-симфонических оркестров. Маэстровоспитывал молодых джазовых музыкантов, обучая их звукоизвлечению, ритмике, лёгкости игры.

Огромное влияние Александр Варламов оказал на последующие поколения отечественных джазменов – в отношении к ансамблю, в стремлении тонко сбалансировать ансамблевую и сольную игру. «Мы отличались не репертуаром, не составом оркестра, а ритмом, фразировкой, иными словами музыкальным языком» - говорил Варламов. Коллективы Варламова воспитывали слух будущих музыкантов, прививали вкус, формировали «наслышанность» и особый тип джазового мышления.

Во время Великой отечественной войны Варламов выступал с небольшим коллективом в госпиталях и на фронте, собрал уникальный состав «Мелоди-оркестр», играющий в свинговом стиле, и при этом обладающий профессиональной консерваторской подготовкой.

В 1943 году Варламов был арестован, провёл 8 лет в лагере, потом, не имея права жить в больших городах, находился в ссылке в Караганде, где преподавал, писал музыку к музыкальным постановкам, дирижировал. В 1956 году был реабилитирован и вернулся в Москву. Но больше уже не работал с коллективами, сосредоточившись на композиторской деятельности, активно сочинял киномузыку, иногда выступал в качестве дирижёра и готовил новые записи своей музыки на грампластинках. Музыка Варламова стала хорошо известна и самым юным слушателям – ведь она украшала такие известные мультфильмы как «Шайбу-Шайбу!», «Матч-реванш», «Дикие лебеди», «Храбрый портняжка», «Кот в сапогах», «Капризная принцесса» и многие другие.  Все они выделяются узнаваемым «варламовским» звучанием.

В фондах Российского национального музея музыки бережно хранятся некоторые документы А.В. Варламова, многочисленные записи его коллективов и произведений, представлен и один из самых известных фотопортретов музыканта, сделанный во время празднования 60-летия советского джаза в 1982 году.