Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Печальные песенки русского Пьеро

21.03.2024

21 марта исполняется 135 лет со дня рождения русского и советского эстрадного артиста, певца и поэта, киноактера и композитора, кумира эстрады первой половины ХХ века – Александра Николаевича Вертинского (1889–1957). Для современных слушателей тексты его песенок и манера исполнения могут показаться слишком вычурными, однако в его творчестве органично нашла свое отражение блистательная атмосфера Серебряного века с его декадансом и небывалым расцветом русского искусства.

Артистическая карьера Александра Вертинского складывалась непросто.  Начинал статистом в Киевском Соловецком театре, затем решил «куда-нибудь уехать, чтобы сделать карьеру»,  отправился в Москву, где сменил множество профессий от подсобного рабочего в местных киноателье до исполнителя  небольших ролей в немых фильмах. Успешный дебют Вертинского состоялся в 1912 году в фильме «Чем люди живы», где он сыграл роль ангела. Первое выступление  Вертинского на эстраде произошло  в 1915 году в Москве, на сцене   Мамонтовского театра Марии Арцибушевой. Он предстал в образе Пьеро, костюм которого менялся со временем – сначала из белого становится черным, а затем черно-белым.

Одновременно с образом печального Пьеро формируется уникальный и присущий  только Вертинскому стиль исполнения с говоряще-поющим голосом и характерным произношением буквы «р».  В каждой исполненной им песне изображалась  небольшая сценка со своим сюжетом и трагическим финалом, образы героев были представлены всего несколькими деталями, но ярко и сразу запоминались. Эти песенки получили название «печальные песенки Пьеро» или ариетки. Скоро к Вертинскому пришла известность, его песни становятся популярными, его осаждают поклонники.

Во время Первой мировой войны артист служил на санитарном поезде, где сделал 35 тысяч перевязок, был ранен, вернулся в Москву и снялся в нескольких фильмах. На съемочной площадке познакомился с тогдашними звездами отечественного немого кино – Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. Ей Вертинский посвятил несколько песен: «Маленький креольчик», «За кулисами» и «Ваши пальцы пахнут ладаном». Революцию  Вертинский  не принял, костюм Пьеро сменил на фрак и, после выступлений на юге России, уехал в эмиграцию из Севастополя в 1920 году на последнем пароходе врангелевской эскадры.

В эмиграции  объездил полмира, долгое время жил во Франции,  в Париже выступал в ресторанах «Казбек» и «Казанова», где его слушателями были европейские монархи – король Густав Шведский, Альфонс Испанский, принц Уэльский, Чарли Чаплин, голливудские звезды Грета Гарбо и Марлен Дитрих. Познакомился и дружил с Анной Павловой и Тамарой Карсавиной.

В 1934 году состоялись его гастроли в Соединенных Штатах. Вертинский вспоминал, что на его нью-йоркском концерте в «Таун-Холле» был «весь цвет русского артистического мира»: Федор Шаляпин,  Сергей Рахманинов, артисты балета Михаил Фокин, Вера Немчинова, Леонид Мясин.

С 1935 по 1943 год Александр Вертинский жил в Шанхае, где женился на русской эмигрантке Лидии Циргвава и подал прошение о возвращении на родину. «Начиная с Константинополя и кончая Шанхаем, я прожил длинную и не очень веселую жизнь эмигранта, человека без родины. Я много видел, многому научился. Может быть, у себя дома… я бы не дошел до такой остроты чувств, до такого понимания чужого горя, которые мне дали эти годы скитания».

Вернувшись в СССР, Александр Вертинский много выступал,  в возрасте 55 лет он давал по 24 концерта в месяц - не только на концертных сценах, но и на заводах, в госпиталях и детских домах, продолжал сниматься в кино.  В 1950-х годах с его участием вышли ленты «Анна на шее», «3аговор обреченных», «Великий воин Албании Скандербег» и другие. 21 мая 1957 года Александра Николаевича Вертинского не стало. Он скончался после концерта, в ленинградской гостинице  «Астория» и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. 

В фондах Российского национального музея музыки хранится собрание зарубежных и советских грампластинок с записями песен А.Н. Вертинского в его исполнении, а также дореволюционные издания его знаменитых «печальных песенок».