Композитор Александра Николаевна Пахмутова – уникальное явление в российской музыке. Не многие ее сотоварищи по композиторскому «цеху» могут похвастаться долголетием жизни и творчества, плодотворностью сочиненной музыки и востребованностью слушателями. А.Пахмутову сегодня можно по праву назвать самым известным композитором-песенником. Она смогла написать замечательные песни, которые стали ее визитной карточкой. Как поется в ее известной песне, «надежда» как компас, как путеводная звезда всегда сопутствует ее творчеству, а удача действительно стала наградой за смелость пройти долгую творческую жизнь, следуя и повинуясь таланту.
Александра Пахмутова до сих пор сохранила в себе множество качеств - женское обаяние, творческую активность и устремленность, необыкновенный, яркий музыкальный талант и молодость души.
Более шестидесяти лет она посвятила сочинению песен. По признанию самой Александры Николаевны, одним из её главных источников вдохновения всегда была Родина. Все творчество композитора обращено к людям, к нашим современникам. «Земной компас» ее жизни – это постоянная сопричастность настоящему и стремление в будущее, это творческая смелость работать в самом востребованном и демократичном жанре. Пахмутова написала более 400 песен, многие из них стали эталонными образцами советской песни.
У композитора есть своя индивидуальная интонация, своя мелодическая «изюминка», которая обладает большой силой воздействия на слушателей. Соавторами ее песен всегда были выдающиеся советские поэты - Л.Ошанин, М.Матусовский, Е.Долматовский, Р.Рождественский, но особое творческое содружество, «замешанное» на дружбе и любви, было с поэтом Н.Добронравовым.
Еще в начале творческого пути, в 1958 году славу молодому автору Александре Пахмутовой принесли песни из ее киноработ – энергичная «Песня о тревожной молодости» из кинофильма «По ту сторону», поэтичная «Нежность» из кинофильма «Три тополя на Плющихе», задорные и лирические песни из кинофильма «Девчата». Все они, «перешагнув через киноэкран», вошли в нашу жизнь. Пахмутова по праву стала народным композитором.
Ее музыка ярка и узнаваема, она всегда отличается простотой, искренностью и высоким профессионализмом, а главное, удивительными по красоте мелодиями, их тонкой лирической струной. Достаточно вспомнить песни «Нежность», «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Ненаглядный мой», «Надежда», «Мелодия», «Старый клен», «Беловежская пуща», «Знаете, каким он парнем был», «Как молоды мы были», «Беловежская пуща», «Команда молодости нашей», «По Ангаре», «Белоруссия», «Звездопад» и многие-многие другие. Каждая из них раскрывает историю своего времени, своей эпохи.
Композиторский багаж А.Пахмутовой огромен, и, несмотря на то, что ее талант ярко проявился в жанре песни, многогранность творчества выразилась также в инструментальных произведениях: в концертах, в сочинениях для хора и оркестра, в музыке к спектаклям, радиопостановкам и кинофильмам. Ею написаны - «Русская сюита», увертюра «Юность», концерт для оркестра и концерт для трубы с оркестром, музыка для ансамбля колоколов «Ода на зажжение огня», а также сочинения кантатно-ораториального жанра («Василий Тёркин», «Прекрасная, как молодость, страна», «Красные следопыты», «Отрядные песни» и др.) На музыку А.Н. Пахмутовой в 1974 году был даже поставлен балет «Озаренность». К слову заметим, что все партитуры своих сочинений она всегда пишет сама — будь то симфонический оркестр или эстрадный, оркестр народных инструментов или современный компьютер.
На протяжении многих лет в составе творческих групп композиторов и поэтов Александра Николаевна Пахмутова часто путешествовала по стране. Каждая из ее гастрольных поездок заканчивалась отчетом, но не формальным, а именно творческим. Побывав в самых разных уголках нашей страны, встречаясь с молодежью на комсомольских стройках от Иркутска до Братска, от Камчатки до Воронежа, она писала песни о Родине. Из каждого путешествия она привозила новые песни, в которых - как сувенир на память - оживали впечатления об удивительных краях и людях. Так. в частности, родился целый цикл героико-романтических песен «Таежные звезды», и в их числе легендарная песня «Главное, ребята, сердцем не стареть». Тогда же возникали и песни-посвящения – о летчиках, космонавтах, спортсменах, строителях («Мы учим летать самолеты», «Орлята учатся летать», «Знаете, каким он парнем был» и др). Ее исполнителями были лучшие эстрадные певцы – И.Кобзон, М. Магомаев, Э.Хиль, Э.Пьеха, Л.Лещенко и др., известные вокально-инструментальные ансамбли.
Активная творческая деятельность А.Пахмутовой всегда успешно сочеталась и с деятельностью общественной. В течение многих лет она являлась председателем Всесоюзной комиссии массовых музыкальных жанров. Более двадцати лет, начиная с 1968 года, возглавляла жюри Международного конкурса песни Красная гвоздика. С 1968 по 1991 год была секретарём правления Союза композиторов СССР, с 1973 по 1995 г. — секретарём правления Союза композиторов России. С 1969 по 1973 г. была депутатом Моссовета, с 1980 по 1990 г. — депутатом Верховного Совета РСФСР, избиралась членом Президиума Верховного Совета РСФСР.
И сегодня композитор Александра Николаевна активно трудится, выступает на концертной эстраде, пишет музыку. 9 ноября 1929 композитору А.Пахмутовой исполняется 95 лет. В канун юбилея, радуясь и гордясь нашим современником, с любовью и глубоким уважением мы говорим о выдающемся композиторе и выражаем наши искренние поздравления и пожелания здоровья и долголетия.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).