Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Певец любви. К юбилею Ивана Козловского

24.03.2025

24 марта исполняется 125 лет со дня рождения знаменитого советского тенора, солиста Большого театра Ивана Семёновича Козловского (1900–1993). Ровесник XX века, он прожил долгую жизнь, застав и царствование императора Николая II, и правление первого президента России Бориса Ельцина.  

Высокий, статный, синеглазый, обладатель узнаваемого и неповторимого лирического тенора – мягкого и нежного, наполненного искренним чувством – Иван Козловский легко влюблял в себя слушателей. Поклонники его боготворили, он был окружён обожанием слушателей и покровительством высших руководителей. Легендой стало противостояние «кланов» почитателей двух выдающихся теноров середины XX века Ивана Козловского и Сергея Лемешева – «козловистов» и «лемешистов».

Певица Наталья Шпиллер так отзывалась о Козловском: «Голос Козловского никогда не отличался особой мощью. Но свободное извлечение звука, умение концентрировать его позволяло певцу «прорезать» большие пространства... Эластичность дыхания, гибкость и беглость, непревзойдённая лёгкость в верхнем регистре, отточенная дикция поистине безупречный вокалист, с годами доведший владение голосом до высшей степени виртуозности». А режиссёр Соломон Михоэлс говорил: «Голос какой! Тембр просто, не спрашиваясь, в сердце лезет, а главное поёт песню, мелодию. Он и паузы поёт, не только ноты».

В 26 лет Иван Козловский стал солистом Большого театра, где исполнял ведущие роли тенорового репертуара – Ленского, Лоэнгрина, Альфреда, Ромео, Берендея, Вертера, Герцога... Пел о любви, мечтал, страдал и пылал страстью на сцене.

Мало кому из артистов довелось стать эталоном в роли, создать классический сценический образ и установить высочайшую планку, на которую будут равняться последующие поколения исполнителей. Такой ролью для И.С. Козловского стал Юродивый в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. Когда на сцене появлялся Козловский, то творилось театральное чудо и небольшая роль в партитуре Мусоргского становилась чуть ли не центральной фигурой в опере.

Репертуар Козловского был очень обширен – около 50 оперных партий. Но и оставив театральную сцену в полном расцвете творческих сил, тенор ещё более 30 лет выступал как выдающийся камерный певец, в репертуаре которого было более 400 романсов и народных песен, вокальных произведений современных композиторов.

Благодаря Козловскому пережил второе рождение и один из самых популярных русских романсов – «Я встретил вас» на стихи Ф. Тютчева. Иван Семёнович сделал аранжировку мелодии, напетой ему актёром МХАТ Иваном Москвиным, и любил исполнять романс под аккомпанемент друга и партнёра, замечательного гитариста Александра Иванова-Крамского. Автором музыки, которую обработал Козловский, долгое время значился неизвестный создатель, и лишь спустя годы музыковедам удалось установить имя композитора – Леонида Малашкина.

Козловский с исключительной бережностью относился к своему голосу, соблюдал строгий режим перед выступлением, не дышал холодным воздухом, закутывался шарфом, экономил голосовые нагрузки. Возможно, этим объясняется и поразительное творческое долголетие певца – на 80-летнем юбилее в Большом театре он пел Ленского, а последний концерт в Большом зале консерватории дал в 87 лет.

Артист был глубоко верующим человеком, который и в советское время продолжал жизнь православного христианина, посещая службы, отмечая все религиозные праздники. И в свой репертуар он стремился включать духовные сочинения.

Как многие артисты, Козловский был легкоранимым и обидчивым человеком. Он чувствовал себя непонятым современниками, неполностью реализовавшимся. Но любил жизнь во многих её проявлениях – любил животных и детей, не упускал возможность сделать комплимент женщине, любил играть в теннис и плавать в море. До глубокой старости старался поддерживать себя в форме и регулярно упражнялся на гимнастических кольцах, подвешенных под потолком квартиры. Всю жизнь певец занимался самообразованием, много читал и обладал блестящей памятью; был добрым, отзывчивым человеком, который, пользуясь известностью, соглашался хлопотать, просить за кого-то, подписывать письма и обращения, бросался помогать одиноким и старым.

Свойственны были Козловскому и чудачества, вызванные артистическими суевериями: он считал необходимым выступать на концерте в старых, выношенных рубашках и ботинках, а ноты складывал в видавший виды, сильно потрёпанный портфель. А в конце жизни предпочитал носить пилотку, принадлежавшую когда-то премьер-министру Индии Джавахарлалу Неру.

Иван Семёнович, будучи во всём артистической натурой, ценил юмор, любил шутки, обожал розыгрыши. Он мог прибить к паркету чьи-нибудь галоши, незаметно связать хлястики пиджаков у сидящих впереди коллег или тайком откатить машину приятеля в соседний двор. Певец с удовольствием участвовал в капустниках, юбилейных праздниках друзей и театральных коллективов. Дома любил принимать гостей, угощать, совмещать застольные беседы с пением.

Искусство Козловского, растиражированное на тысячах пластинок и в радиоэфире, поставило его в ряд самых известных людей в Советском Союзе, стало одним из символов вокального искусства – не даром популярный писатель Виктор Драгунский назвал рассказ для детей «Слава Ивана Козловского». 

В фондах Российского национального музея музыки бережно хранится коллекция реликвий И.С. Козловского – его фотографии, документы, мемориальные предметы, элементы театральных костюмов, афиши и программы, многочисленные грамзаписи. Они регулярно экспонируются на выставках Музея музыки. В скором времени с некоторыми из них можно будет познакомиться на выставке «Большой дом больших артистов» в Музее-квартире Н.С. Голованова в Брюсовом переулке.

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.