Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Певица государственного значения

02.01.2025

К 100-летию Ирины Константиновны Архиповой

 

2 января 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения одной из звёзд отечественного вокального исполнительства – певицы (меццо-сопрано) Ирины Константиновны Архиповой (1925–2010). Это имя знакомо, вероятно, любому, кто хоть немного интересуется классическим музыкальным наследием. Вклад певицы в культуру огромен. В период творческой активности, который охватил почти полвека – с первой половины 1950-х годов по начало 2000-х, – Ирина Константиновна достигла творческих вершин и в оперном пении, и в искусстве камерного вокала, став признанным мастером и в одной, и в другой области вокального искусства. Количество выступлений Архиповой ещё долго вряд ли кто-то сможет назвать точно, настолько много их было! То же можно сказать и о её колоссальной дискографии! Репертуар певицы охватывал фактически всю вокальную литературу, созданную в России и Западной Европе в XVIII–XX веках. Она исполняла произведения Генделя и Вивальди, Моцарта и Шуберта, Верди и Бизе, Глинки и Даргомыжского, Мусоргского и Чайковского, Рахманинова и Прокофьева, Балакирева и Свиридова – перечислять великие имена можно долго. Архипова выступила на всех значимых оперных и концертных сценах мира, где её партнёрами были музыканты самого первого ряда. Судьбоносным эпизодом творческой биографии певицы стала её встреча в оперном спектакле «Кармен» на сцене Большого театра со знаменитым итальянским тенором Марио дель Монако, гастролировавшим в Советском Союзе в 1959 году. Эта опера и последующие совместные выступления Архиповой и дель Монако получили всемирную известность и принесли ей мировое признание.

Особым даром Ирины Константиновны была способность найти точную и всегда убедительную интонацию в преподнесении музыкального произведения. Голос Архиповой продолжал звучать удивительно молодо и свежо даже тогда, когда певица вступила в самый преклонный возраст. Секрет её буквально неувядающего голоса заключался в прекрасной профессиональной выучке и бережном отношении к своему дару. Однако, рано проявив исключительную музыкальность, Архипова поначалу не собиралась становиться профессиональной певицей.

В 1948 году Ирина Константиновна стала дипломированным архитектором, закончив Московский архитектурный институт. На этом поприще ей открывались самые заманчивые перспективы – молодой архитектор принимала участие в проектировании нескольких зданий в Москве, в том числе служебных построек комплекса Московского университета. О её работе руководитель проекта известный архитектор Лев Руднев сказал: «Архипова сделала так, что всё было как бы на пьедестале. Она приподняла эти утилитарного назначения постройки».

Получению первой профессии и первым самостоятельным шагам в ней сопутствовали серьёзные занятия музыкой. В 1946 году Ирина Константиновна стала посещать в своём институте вокальный кружок, где судьба свела её с пианисткой Надеждой Матвеевной Малышевой, ученицей Константина Игумнова, знакомой Константина Станиславского и Фёдора Шаляпина. Опытный концертмейстер-аккомпаниатор, Малышева поставила своей ученице голос и заложила в ней основы высокой музыкально-исполнительской культуры. В Московской консерватории Архипова обучалась в 1948–1953 годах у профессора Леонида Филипповича Савранского, совмещая полноценную учёбу с работой. В 1953 году начался самостоятельный творческий путь певицы. Первые годы, с 1954 по 1956-й, она работала в Свердловском театре оперы и балета, а затем более 30 лет служила в московском Большом театре. В 1974–2003 годах преподавала вокал в Московской консерватории.

Проявлением общественного темперамента Ирины Константиновны стали её активная гражданская позиция, участие в политической жизни, различные организаторские инициативы. Архипова избиралась в Верховный Совет СССР, была народным депутатом, выступила одной из создательниц Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Певица многократно участвовала в работе различных жюри, комитетов и комиссий. Основным мотивом её деятельности как общественника была помощь и поддержка людям в том, в чём они более всего нуждались. Многие авторы воспоминаний об Ирине Константиновне с большой благодарностью и теплом написали именно об этом.

Труды Архиповой были многократно отмечены наградами и поощрениями самого разного достоинства, в связи с чем её иногда считают самой титулованной отечественной певицей своего времени.

К вековому юбилею Ирины Константиновны Архиповой Музей музыки предлагает вниманию посетителей сайта цифровые копии нескольких фондовых предметов, связанных с виновницей сегодняшнего торжества.

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.