14 сентября исполняется 80 лет выдающейся современной пианистке и фортепианному педагогу Элисо Константиновне Вирсаладзе. Масштаб как присущее ей особое качество отмечал в Вирсаладзе один из самых преданных её поклонников, великий пианист XX столетия Святослав Рихтер. В своих дневниках он оставил несколько удивительно точных замечаний-характеристик в адрес Элисо Константиновны:
...отдаю должное её замыслу и её незаурядной музыкальности. Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина.
Она очень честный музыкант, и в то же время ей присуща настоящая скромность.
Кроме того, она «благородных» кровей, что также немаловажно для артистки.
Артистическая карьера Элисо Вирсаладзе, начавшаяся в середине 1950-х годов, развивается и в наши дни, что свидетельствует об истинной уникальности её дарования и глубине личности: на протяжении уже почти семи десятилетий выходя на сцену, пианистка каждый раз находит, с чем к обратиться к слушателям. Впечатляет и репертуар пианистки: он включает сочинения русских и зарубежных композиторов XVIII–XX веков. Вирсаладзе принадлежит идея и воплощение масштабных творческих проектов. Так, именно она стала первой отечественной пианисткой, исполнившей все фортепианные концерты Моцарта.
Более пятидесяти лет продолжается педагогическая деятельность Элисо Константиновны в Московской консерватории. Она воспитала множество музыкантов, в числе которых выдающиеся пианисты Борис Березовский, Алексей Володин, Дмитрий Шишкин. Бескомпромиссный перфекционизм Вирсаладзе, лидерское начало, способность открывать перед другими новые перспективы также отмечал Рихтер: «Техника у ней совершенная <...>. Она ставит масштабы пианистам».
Элисо Константиновна родилась в Тбилиси, в семье, давшей миру выдающихся деятелей искусства. Её дядя — знаменитый театральный художник Симон Багратович Вирсаладзе, бабушка — замечательный фортепианный педагог Анастасия Давидовна Вирсаладзе, ученица известной петербургской пианистки Анны Есиповой. Именно бабушка стала для неё главным наставником в будущей профессии. В классе Анастасии Давидовны юная Элисо занималась в Тбилисской центральной музыкальной средней школе имени З.П. Палиашвили при Тбилисской консерватории, а затем перешла в её же класс в Консерватории. После окончания Тбилисской консерватории в 1966 году Вирсаладзе продолжила обучение в аспирантуре Московской консерватории у Якова Израилевича Зака.
В консерваторские годы в творческой биографии Вирсаладзе произошло событие, принёсшее ей всемирную известность. В 1962 году она приняла участие во II Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, став лауреатом III премии и обладательницей бронзовой медали (I премию тогда поделили наш соотечественник Владимир Ашкенази и англичанин Джон Огдон). Конкурсную программу Вирсаладзе готовила под руководством прославленного пианиста и педагога, профессора Московской консерватории Генриха Густавовича Нейгауза, знавшего пианистку с детского возраста по своим приездам в Тбилиси. Инициатором участия Вирсаладзе в этом ответственном состязании был другой выдающийся представитель отечественной фортепианной школы— профессор Александр Борисович Гольденвейзер.
Репертуар Вирсаладзе поражает не только обилием имён композиторов, но и разнообразием творческих ипостасей. Пианистка даёт сольные клавирабенды, играет в камерных ансамблях, выступает с оркестром. Среди её партнёров по сцене – дирижёры Геннадий Рождественский, Евгений Светланов, Юрий Темирканов, Риккардо Мути, Александр Рудин, скрипачи Олег Каган и Виктор Третьяков, виолончелистка Наталья Гутман.
Высшие исполнительские достижения Вирсаладзе связаны с музыкой Роберта Шумана, по словам Чайковского, содержащей «отголосок тех таинственно глубоких процессов нашей духовной жизни, тех сомнений, отчаяний и порывов к идеалу, которые обуревают сердце современного человека». По мнению Святослава Рихтера, «Шуман — подлинная сфера этой артистки». Признанием Вирсаладзе как выдающейся шумановской исполнительницы стала её победа на IV Международном конкурсе имени Р. Шумана в Цвиккау в 1966 году и вручение ей немецкой Премии Роберта Шумана в 1976-м.
Российский национальный музей музыки хранит документы, связанные с участием Элисо Вирсаладзе во II Международном конкурсе имени П.И. Чайковского, в том числе характеристику-рекомендацию от Тбилисской консерватории, заявку на участие, автобиографию и копии документов о среднем образовании. В подробной автобиографии, написанной в декабре 1961 года, представлен солидный «послужной список» девятнадцатилетней пианистки, включающий выступления на всесоюзной и международной сцене. В заявке на участие Вирсаладзе сама перечислила все сочинения своей конкурсной программы. Копии аттестатов свидетельствуют об отличной успеваемости пианистки как по профильным музыкальным, так и по общеобразовательным предметам.
Коллектив Музея музыки сердечно поздравляет уважаемую Элисо Константиновну с юбилеем, благодарит артистку за её неоценимый вклад в музыкальную культуру нашей страны и всего мира и желает ей крепкого здоровья и плодотворной творческой работы в будущем!
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).