Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Пианистка, повергавшая в трепет». К 170-летию со дня рождения Анны Есиповой

12.02.2021

Сегодня родилась блистательная Анна Николаевна Есипова, основоположница Петербургской ветви русской пианистической школы. Её личность принадлежит к тем редким явлениям, когда феноменальный исполнительский талант сочетался с выдающимся даром педагога. Не всё гладко начиналось в судьбе этой внешне спокойной  женщины с волевым и одухотворённым лицом.

Анна родилась 12 февраля 1851 года в Петербурге, в небогатой семье служащего.  Яркую музыкальную одарённость, которая проявилась с детства, мало кто мог оценить по достоинству. Девочка сама прокладывала себе путь на сцену: целыми днями пела, подбирала по слуху и исполняла те произведения, которые слышала, научилась блестяще играть с листа, а однажды, когда ей было 7 лет, прослушав с отцом концерт, неожиданно  вышла на сцену и сыграла только что услышанное произведение. Её феноменальные способности сочетались с необузданным характером: своенравным, вспыльчивым  и  несдержанным.

В Петербургской консерватории, куда Анна поступила в 1964 году, пришлось переходить от одного педагога к другому, пока не очутилась под мудрым и чутким покровительством Фёдора Лешетицкого. Именно он, проявляя огромное терпение, строгость и внимание к своей ученице, сумел привить ей вкус к классическим произведениям, исправить особенности её «дикой» натуры и направить их в нужное русло.

 Анна Николаевна Есипова стала первой русской пианисткой,  получившей всемирное признание. Её концерты в городах Европы и США сопровождались триумфом и овациями публики, восторженными отзывами в прессе. Её исполнение высоко ценили  Пётр Чайковский, Цезарь Кюи, Александр Глазунов, Ференц Лист, Иосиф Гофман и другие выдающиеся современники.

За годы преподавания в Петербургской консерватории Анна Есипова воспитала целую плеяду разных по своему творческому почерку, но составляющих гордость отечественного искусства музыкантов: Сергея Прокофьева, Леонида Крейцера, Владимира Дроздова, Александра Боровского, Ольгу Калантарову, Анастасию Абдуше́ли-Вирсала́дзе, Изабеллу Венгерову и других.

В Российском национальном музее музыки можно услышать игру этой уникальной  пианистки. В фондах музея хранятся пластинки с записью её выступлений, а также ранние образцы звукозаписи — бумажные перфорированные ролики для Welte-Mignon (механическое пианино) 1906 года. Некоторые фотографии и письма Анны Николаевны из коллекции музея сегодня представлены вашему вниманию.

М.В. Востокова, научный сотрудник Российского национального музея музыки