Сегодня родилась блистательная Анна Николаевна Есипова, основоположница Петербургской ветви русской пианистической школы. Её личность принадлежит к тем редким явлениям, когда феноменальный исполнительский талант сочетался с выдающимся даром педагога. Не всё гладко начиналось в судьбе этой внешне спокойной женщины с волевым и одухотворённым лицом.
Анна родилась 12 февраля 1851 года в Петербурге, в небогатой семье служащего. Яркую музыкальную одарённость, которая проявилась с детства, мало кто мог оценить по достоинству. Девочка сама прокладывала себе путь на сцену: целыми днями пела, подбирала по слуху и исполняла те произведения, которые слышала, научилась блестяще играть с листа, а однажды, когда ей было 7 лет, прослушав с отцом концерт, неожиданно вышла на сцену и сыграла только что услышанное произведение. Её феноменальные способности сочетались с необузданным характером: своенравным, вспыльчивым и несдержанным.
В Петербургской консерватории, куда Анна поступила в 1964 году, пришлось переходить от одного педагога к другому, пока не очутилась под мудрым и чутким покровительством Фёдора Лешетицкого. Именно он, проявляя огромное терпение, строгость и внимание к своей ученице, сумел привить ей вкус к классическим произведениям, исправить особенности её «дикой» натуры и направить их в нужное русло.
Анна Николаевна Есипова стала первой русской пианисткой, получившей всемирное признание. Её концерты в городах Европы и США сопровождались триумфом и овациями публики, восторженными отзывами в прессе. Её исполнение высоко ценили Пётр Чайковский, Цезарь Кюи, Александр Глазунов, Ференц Лист, Иосиф Гофман и другие выдающиеся современники.
За годы преподавания в Петербургской консерватории Анна Есипова воспитала целую плеяду разных по своему творческому почерку, но составляющих гордость отечественного искусства музыкантов: Сергея Прокофьева, Леонида Крейцера, Владимира Дроздова, Александра Боровского, Ольгу Калантарову, Анастасию Абдуше́ли-Вирсала́дзе, Изабеллу Венгерову и других.
В Российском национальном музее музыки можно услышать игру этой уникальной пианистки. В фондах музея хранятся пластинки с записью её выступлений, а также ранние образцы звукозаписи — бумажные перфорированные ролики для Welte-Mignon (механическое пианино) 1906 года. Некоторые фотографии и письма Анны Николаевны из коллекции музея сегодня представлены вашему вниманию.
М.В. Востокова, научный сотрудник Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).