Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Поэт фортепиано. 120 лет со дня рождения Владимира Софроницкого

08.05.2021

8 мая исполняется 120 лет со дня рождения пианиста и педагога, профессора Ленинградской и Московской консерваторий, Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1942) Владимира Владимировича Софроницкого.

Музей музыки бережно хранит память о выдающемся пианисте. Фонд Владимира Софроницкого обширен, он насчитывает более 1300 предметов. Среди экспонатов — подборки вырезок из газет и журналов, переданные в музей членами семьи в виде альбомов, афиши и программы концертов, письма и телеграммы, подарки и личные вещи, семейный альбом фотографий. Программы концертов документально свидетельствуют об обширном репертуаре пианиста. Знакомясь с драгоценными материалами, чувствуешь себя на шаг ближе к миру музыканта…

В молодости, ещё со времён учебы в Московской консерватории, Софроницкий вошёл в концертную жизнь Москвы как «скрябинист», хоть исполнял произведения и многих других композиторов: Людвига ван Бетховена, Роберта Шумана, Фридерика Шопена, Ференца Листа, Николая Метнера, Сергея Прокофьева. Женитьба на старшей дочери Скрябина Елене Александровне ещё больше упрочила связь пианиста с миром образов любимого композитора. Восхищение музыкой Александра Скрябина не угасало на протяжении всей жизни Софроницкого. Ему близки были и лирика ранних скрябинских опусов, и лучезарность произведений среднего периода творчества, и философские черты поздних сочинений Скрябина.

Владимир Софроницкий любил ощущать контакт с публикой и предпочитал выступать на камерных площадках — в Малом зале Московской консерватории, Мемориальном музее А.Н. Скрябина, Доме учёных. Выступая в больших залах, он также наполнял их атмосферой доверительного музицирования. По этой же причине, вероятно, Софроницкий редко выступал с оркестром — исключением можно считать исполнение фортепианного концерта Скрябина, фортепианной партии в «Прометее». Современники пианиста отмечали, что наиболее вдохновенной игра Владимира Софроницкого была в тесном дружеском и семейном кругу, дома, на репетициях. Рояль под пальцами Софроницкого превращался в инструмент с необычным и удивительным тембром.

Работал Софроницкий упорно, много, регулярно и ежедневно, оттачивая и шлифуя каждую фразу, добиваясь гибкости звучания, постигая творческие намерения композитора, размышляя над трактовкой произведений. Он мог несколько дней не выходить из квартиры, занимаясь днями и ночами. Он никогда не забывал нотный текст — музыка жила в сознании и в пальцах пианиста.

Владимир Владимирович «вынашивал» несколько возможных трактовок произведения, и на концерте вдохновение подсказывало ему, какую из них выбрать, а иногда под пальцами рождалась новая версия исполнения.

В общении Софроницкий был чутким и обаятельным, деликатным и искренним, красивым внешне и внутренне человеком. Он придавал значение каждому жесту на сцене. Владимир Софроницкий не терпел фальши ни в искусстве, ни в жизни.

По многочисленным фотографиям, которые хранятся в Музее музыки, можно год за годом изучать жизнь пианиста, по письмам — определить круг его общения, по афишам — окунуться в богатую концертную жизнь первой половины ХХ века. С изображениями некоторых экспонатов мы знакомим вас сегодня.

Ученый секретарь А.В. Занкова

Литература:

Богданов-Березовский В.МСофроницкий // Встречи. — М.: Искусство, 1967.

Вспоминая Софроницкого / Сост. Скрябин А.C., Никонович И.В. – М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008.

Воспоминания о Софроницком: Сборник. — М.: Советский композитор, 1968.