24 августа исполняется 185 лет со дня рождения чешского и русского композитора и дирижёра Эдуарда Францевича Направника (24 августа 1839, Богемия – 10 (23) ноября 1916, Петроград).
Полвека истории Мариинского театра – с 1863 по 1914 годы – по праву называют «эпохой Направника». Чешский дирижёр, обретший в России вторую родину, сыграл важную роль в восхождении оркестра Мариинского театра, сделав его эталоном своего времени. Ни одна премьера русской оперы не проходила без его участия. Оркестр под его управлением «творил чудеса по отчётливости и оттенкам» – такую оценку дал мастерству дирижёра композитор Александр Серов.
Эдуард Направник получил всестороннее музыкальное образование в Праге. Уже в юности он был известен как талантливый органист, пианист и дирижёр. В 1861 году принял приглашение князя Юсупова занять место капельмейстера домашнего оркестра в Петербурге. Спустя два года, благодаря счастливому случаю, молодой музыкант обратил на себя внимание руководства Мариинского театра: заменяя отсутствующего пианиста в оркестре блестяще исполнил с листа фортепианную партию в опере «Руслан и Людмила». А уже шесть лет спустя Эдуард Францевич стал главным капельмейстером (музыкальным руководителем) русской труппы Мариинского театра и оставался на этом почётном посту до старости, выйдя на пенсию за два года до смерти.
Четыре тысячи спектаклей, сто пятьдесят опер в репертуаре, из них восемьдесят впервые разученных – вот результаты статистики, которую скрупулёзно вёл сам Направник. Обладая уникальным музыкальным слухом и памятью, дирижёр знал все сочинения наизусть. Партитура ставилась на пюпитр лишь на крайний случай.
Дисциплинированный и чрезвычайно требовательный к себе, Эдуард Францевич добивался того же и от музыкантов. Он был первым, кто ввёл в практику ежедневные репетиции, причём отдельно для хора, оркестра и солистов. Требовал от солистов досконального знания партий ещё до начала работы с оркестром, самолично распределял роли. Нововведения дирижёра упрочили значение Мариинского театра как ведущего музыкального театра России.
Композиция – вторая ипостась творчества Эдуарда Направника, не менее значимая, чем дирижирование. Сочинения его были малоизвестны, за исключением опер. «Нижегородцы», «Гарольд», «Франческа да Римини» и «Дубровский» были поставлены на сцене Мариинского театра. Опера «Дубровский» получила высокую оценку Петра Ильича Чайковского. Ещё Эдуард Направник стал автором четырёх симфоний, множества оркестровых и фортепианных пьес, Концерта для фортепиано с оркестром.
Рукописи и первые издания некоторых его сочинений хранятся в фондах Российского национального музея музыки. Там же находится огромное количество программ спектаклей, шедших на сцене Мариинского театра под руководством Эдуарда Направника. Они сохранились благодаря самому Эдуарду Францевичу, который с аккуратностью коллекционера тщательно собирал их. Теперь это раритеты, ставшие свидетельством многолетних творческих успехов знаменитого дирижёра и композитора.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).