Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Помузицировать в своих произведениях от чистого сердца». К 140-летию со дня рождения Имре Кальмана

24.10.2022

Среди высказываний о выдающемся композиторе XX века Имре Кальмане особенно интересно написанное корреспондентом газеты «Театральная жизнь»: «Имре Кальман <…> волшебник <…>. Его музыка прогоняет все печали и повествует о великой любви <…>. Мы верим ему, как верит ребенок в волшебную сказку, рассказанную матерью».

Редкий музыкальный дар композитора, умение средствами музыки показать образы, характеры героев, конфликтные и сценические ситуации поставили Кальмана в один ряд с Иоганном Штраусом и Францом Легаром в истории оперетты. Он написал около двадцати произведений в этом искромётном, мелодичном жанре, которые по сей день составляют золотой фонд музыкальных театров мира и продолжают жить своей уверенной сценической жизнью, не проявляя ни малейшего художественного угасания.

Биография «Короля оперетты» началась в курортном городе Шиофоке на берегу знаменитого озера Балатон 24 октября 1882 года.

Первое серьёзное театральное произведение «Наследство Переслени» молодой музыкант написал в 1906 году, когда ему не было ещё и 24 лет. Спустя два года, в 1908 году, оперетта Каль­мана «Осенние манёвры», поставленная в Будапеште, стала одной из главных сенса­ций в музыкальном театре начала ХХ века. Знаменитый «Театр ан дер Вин» в Вене поставил это произведение через год, и сразу его музыкальные фрагменты стали популярны: многочисленные оркестры, инструментальные ансамбли и капеллы использовали их в своих программах.

Вершинами на пути Имре Кальмана к творческому и коммерческому успеху послужили созданные им музыкальные произведения «Солдат в отпуске» и «Цыган-премьер», однако подлинным триумфом для композитора стала премьера оперет­ты «Королева чардаша» (более из­вестной в России под на­званием «Сильва»), состоявшаяся в Вене в ноябре 1915 года. Венский критик отмечал: «По всему миру раздается эхо пушечных выстрелов и отзвуки успеха “Королевы чардаша”». О широкой по­пулярности спектакля у публики говорит и то, что с того дня он два года не сходил со сцены.

Последующие произведения венгерского композитора (такие как «Баядера», «Марица», «Принцесса цирка») были также восторженно приняты публикой.

Последним творческим взлётом Имре Кальмана стала написанная в 1930 году оперетта «Фиалка Монмар­тра» – «очаровательное произведе­ние, пронизанное ароматами весны, юности, поэзии» снова достигло той же художественной высоты.

Лёгкая, жизнерадостная музыка Имре Кальмана пользовалась большим успехом в Советском Союзе. Оперетты композитора не только ставили на сценах столичных и провинциальных театров, но и неоднократно экранизировались.  

Во время Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде, по воспоминаниям писательницы Аллы Рудольфовны Владимирской, музыка Кальмана в прямом смысле слова помогала выживать людям. В своей книге «Звёздные часы оперетты» она с благодарностью отметит: «Ленинградцы, потерявшие близких, опухшие от голода, забывшие, что такое тепло, свет, покой — пришли слушать „Сильву“. Её страстную, огневую музыку, ритмом своим словно заставлявшую быстрее обращаться кровь. <…> В городе, поправшем смерть, она стала символом неумирающего искусства».