«Посол джаза» и «король джаза» – так нередко называли Луи Армстронга (1901–1971), выдающегося американского трубача, певца и актёра, ставшего одной из самых уникальных фигур в истории джазовой музыки. В своём творчестве, оказавшем огромное влияние на развитие и популяризацию джазовой музыки во всем мире, Л. Армстронг смог соединить, казалось бы, несоединимое – негритянский идеал звукоизвлечения с европеизированными формами свинга и мэйнстрима, традиционализм с новаторством – и это сочетание, наряду с уникальным, поистине неповторимым тембром его голоса и звучанием его трубы, предопределило исключительно индивидуальный стиль исполнения музыканта.
При этом Армстронг известен не только как великий классик джаза, но и как обладатель безупречного вкуса, носивший идеально сидящие костюмы с иголочки, брюки правильной длины и накрахмаленные рубашки. Он всегда оставался эталоном высокого стиля в мужской моде.
Луис Дэниел Армстронг (полное имя Луи Армстронга) родился 4 августа 1901 года в Новом Орлеане (штат Луизиана, США) в неблагополучной негритянской семье, проживавшей в беднейшем районе Нового Орлеана. Матери Луи было всего шестнадцать лет, когда он родился. Отца дети (Луис и его сестра Беатрис) видели редко — он бросил семью.
Уже в семь лет Луис стал зарабатывать на хлеб, работая на фирме Карновски. Она принадлежала еврейской семье, эмигрировавшей из России, и занималась поставкой угля в публичные дома небезызвестного Сторивилля. А в этом районе всегда звучала музыка, которая, словно магнитом, притягивала Луиса. Семья Карновски относилась к Луису, как к родному: миссис Карновски кормила его, а мистер Карновски ссудил будущему гению джаза пять долларов на покупку старенького корнета из ломбарда.
Ещё в раннем возрасте Луис Армстронг любил слушать музыку, которую исполняли новоорлеанские музыканты: тромбонист Кид Ори, трубач и корнетист Уилли Банк Джонсон, кларнетист и сопрано-саксофонист Сидней Беше. Но из всех ансамблей, которые слышал Луис, больше всего он восхищался оркестром корнетиста Джо Кинга Оливера, с которым в дальнейшем его свяжет судьба.
В Новом Орлеане — этом благодатном и щедром на величайших музыкантов крае — будущий «посол и король джаза» играл на корнете, а позже и на трубе, собирая возле себя восхищённую толпу. В то время ему уже покровительствовал известный джазовый корнетист Кинг Оливер, ставший для начинающего музыканта первым настоящим учителем.
Сам музыкант утверждал, что это французов зовут Луи, а он — американец! И любил, когда его называли полным именем — Луис. Однако во всём мире его знают именно как Луи Армстронга.
Многие считали необыкновенный талант Луи даром божьим. И это не удивительно, ведь труба — один из самых сложных духовых инструментов, требующий от музыканта не только великолепного слуха, но и немалых физических усилий. Но Луи Армстронг, наделённый выдающимся музыкальным талантом, играл на трубе с такой невиданной мощью, что никто не мог повторить то, что он играл. Нет ни одного трубача, который не признавал бы влияния этого великого джазмена на своё творчество.
В 1918 году 17-летний Луи Армстронг стал членом ансамбля известного джазового тромбониста Кида Ори. Затем он попал в группу Jazz-E-Sazz Band, которой руководил Фэтс Мерейбл. Будучи опытным музыкантом, Мерейбл стал первым, кто обучил Л. Армстронга нотной грамоте, сделав его квалифицированным музыкантом.
В 1922 году Кинг Оливер, уехавший в Чикаго еще в 1917-м, пригласил Луи к себе, в его оркестре требовался второй корнетист. Оркестр К. Оливера выступал в презентабельном ресторане «Линкольн Гарденс» на 700 человек, и это стало первым большим толчком в карьере Л. Армстронга.
Уже в конце 1920-х – начале 1930-х годов Л. Армстронг становится звездой национального масштаба. В 1933 году состоялись его первые европейские гастроли, и наконец, как на родине, так и за рубежом творчество «чёрного трубача» приняла и признала «белая» публика. Его экспрессивная манера игры, сочетающаяся с проникновенным голосом, сделала музыканта настоящей живой легендой.
Пиком в карьере музыканта стали 1950-1960-е годы. В это время он активно снимается в кино, гастролирует, выступает с другими джазовыми легендами, среди которых Бинг Кросби, Оскар Питерсон и Элла Фицджеральд. Тогда же были записаны и выпущены самые известные песни в исполнении Л. Армстронга – «What A Wonderful World», «Hello, Dolly!», «Let My People Go», «Summertime». Несмотря на то, что все эти песни не раз исполнялись другими звёздами джаза, наибольшую известность они приобрели именно в его исполнении.
За свою кинокарьеру Л. Армстронг снялся более, чем в 50 картинах, в основном исполняя роль самого себя либо «музыканта из оркестра». Самыми известными его появлениями на экране считаются роли в трёх фильмах – «Высшее общество» с Грейс Келли, Френком Синатрой и Бингом Кросби, «Пять пенни» и «Хелло, Долли!» с Барбарой Стрейзанд. Последний фильм стал настоящим хитом, и, как уже говорилось выше, версия песни «Hello, Dolly!» в исполнении Л. Армстронга и сегодня, перешагнув рубеж столетий и тысячелетий, продолжает по праву считаться одной из лучших.
В фондах Российского национального музея музыки хранится грампластинка Луи Армстронга, выпущенная фирмой «Мелодия» (Всесоюзной фирмой грампластинок) в 1975 году, а также вырезка из газеты «Майами Геральд» со статьёй Р. Бишопа о сборнике песен Луи Армстронга (эта вырезка была приложена к письму Р. Бишопа Т.Н. Хренникову от 15 декабря 1959 года).
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).