Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Предвкушение оперы

25.10.2021

«Никогда не упускай случая
послушать хорошую оперу»
Р.Шуман[i]

                                 

Сегодня во всем мире отмечается международный День оперы. Опера – это одно из прекрасных явлений музыкального театра, которое продолжает  восхищать нас на протяжении  уже более четырехсот лет.

Что дает  нам  общение с оперой?

Музыка, раскрывающая драму на сцене посредством  пения  и звучания оркестра «dramma per musica» – прошла грандиозный  путь развития.  Начинался он  с небольшой интермедии внутри драматического спектакля, где постепенно все слышнее становился поющий голос.

В Италии в конце XVI века переход к эстетике Возрождения был обусловлен поиском нового искусства, воскрешающего древнегреческую трагедию, привлекательного и понятного  для большого количества людей. В знаменитом Флоренти́йском кружке, Флорентийской камера́те, поэты, художники, музыканты, философы и просто энтузиасты искали возможности синтезировать в театре разные виды искусств, чтобы   создать совершенный по художественному воплощению спектакль, заставляющий  зрителя переживать, размышлять и получать удовольствие и наслаждение. Видимым и наглядным проявлением красоты на сцене  выступала живопись и архитектура. Передать разное эмоциональное состояние, поразить свободным проявлением чувства через прекрасное  пение бельканто, вовлечь в событийный процесс на сцене могла только музыка и поэзия. Основой оперы становится либретто – литературный текст, приспособленный к сценическому действию.

Первая из сохранившихся стала опера Я. Пери «Эвридика», премьера которой состоялась в 1600 году на праздновании свадьбы Марии Медичи и Генриха IV в огромном, прекрасном дворце  Piazza del Pitti во Флоренции. Оркестр состоял всего лишь из четырех музыкальных инструментов: чембало, теорбы, лиры и басовой лютни.

Новый музыкальный жанр очень быстро становится главенствующим в Европе. Уже с XVIII века появляются разновидности оперы:  комической и серьезной. Чаша весов в этом синтезе искусств менялась в зависимости от замысла композитора, от эстетических предпочтений времени, но роль музыки только усиливалась. C появлением симфонического оркестра, она перестаёт быть лишь создающей экспрессию и поддерживающей вокальные и хоровые номера. Музыка  воплощает то, что порой невозможно передать на сцене, предопределяет события, раскрывает психологическое состояние героев, резюмирует  и развивает  основную идею. В звучании оркестра оживают картины природы, происходят фантастические и таинственные превращения... Создается музыкальная драматургия,  порой более развитая и действенная, чем на сцене. Расширяются приёмы вокального искусства: прекрасное пение сочетается с речитативным и декламационным стилем.

Для композитора работа над оперой считалась не только интереснейшим занятием, но и серьёзной проверкой мастерства и таланта. Не случайно, создание национальных профессиональных  композиторских школ во всем мире знаменовалось премьерой оперы. Некоторые великие музыканты связывали с оперой идеи преображения человеческого общества, очищения его от пагубного и низменного, видели в этом жанре искусство будущего. Стремление композиторов к реалистическому, правдивому  показу событий, достоверности сформировали к концу XIX столетия новые оперные жанры, такие как историческая и психологическая драма.

Оперная драматургия за все время своего существования охватила  весь диапазон жизненных ситуаций, истории, эпоса, мифов и легенд, литературных произведений и других тем. Зритель, оказавшись в роскошном  убранстве оперного театра, за несколько часов  проживает эти  события, обогащая свой жизненный опыт и знания, а музыка помогает осмыслить, прочувствовать и испытать удовольствие. Сегодня, эволюция оперы стремиться к адаптации жанра в современном обществе и иногда  достигает своего визуального фейерверка. Авангардная режиссура разножанровых экстравагантных постановок с  использованием спецэффектов, машинерии, появлением  животных и птиц  на сцене, с цирковыми элементами и цифровыми технологиями покоряет широкую  зрительскую аудиторию.

В фондах Российского национального музея музыки хранятся множество предметов, связанных с историей оперного искусства. И среди них – эскизы занавеса к разным оперным постановкам. Когда-то в оперном театре его вовсе не было, а начало спектакля обозначалось звуком фанфар или ударами в гонг. Позднее, в некоторых театрах появляются портальные, т.е. основные занавесы, которые предназначались для разделения пространства.

В XVIII веке композиторы начинают оперу с увертюры – инструментального вступления, настраивающего  слушателя на характер будущего  действия, здесь начинается  знакомство с основными  музыкальными образами. Визуальной увертюрой называют интермедийный занавес, который предназначался для отдельно взятой оперы и закрывал сцену во время оркестрового вступления.  Художественное решение и звуки симфонического оркестра окутывают зрителя атмосферой спектакля, усиливая ощущение другой реальности.

Мы предлагаем вашему вниманию несколько эскизов подобных занавесов разных художников и соответствующих к ним оперных увертюр. Послушайте и посмотрите, как это выглядит!

И пусть  такая музыкально-художественная преамбула послужит приглашение в оперу и Музей Музыки, где можно многое узнать об этом музыкальном жанре!

 


Иллюстрации:

  1. 1. В.Я. Левенталь. Эскиз увертюрного занавеса к опере Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». 1977 год. Увертюра к опере Н.А. Римского-Корсакова «Моцарт и Сальери». Симфонический оркестр ГАБТ. Дирижер – С. Самосуд. Начало 1970-х  годов.
  2. 2. А.Ф. Лушин. Эскиз интермедийного занавеса к опере С.С.  Прокофьева «Дуэнья» («Обручение в монастыре»).1959 год. Увертюра к опере С.С. Прокофьева «Обручение в монастыре». Симфонический оркестр музыкального театра им. К. Станиславского и В. Немировича-Данченко. Дирижер – К. Абдуллаев. 1963 год.
  3. 3. А.Б. Кноблок. Эскиз занавеса  к опере М.П.  Мусоргского «Борис Годунов». 1971 год. Пролог оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов». Симфонический оркестр Большого театра СССР. Дирижер – Н.С. Голованов.1951 год.
  4. 4. А.П. Васильев. Эскиз занавеса к опере П.И. Чайковского «Мазепа». 1966 год. Интродукция  оперы П.И. Чайковского «Мазепа». Симфонический оркестр Большого театра СССР. Дирижер –  В. Небольсин. [1940-е].
  5. 5. Н.Н. Меркушев. Эскиз занавеса к опере У. Джордано «Андре Шенье». 1979 год. Интродукция  оперы У. Джордано «Андре Шенье». Симфонический  оркестр театра «Ла Скала». Дирижер – О. де Фабритиис. 1941 год.
  6. 6. А.Ф. Лушин. Эскиз суперзанавеса к комической  опере Т.Н. Хренникова «Золотой теленок». 1985 год. Увертюра оперы Т.Н. Хренникова «Золотой теленок». Симфонический оркестр московского  камерного  музыкального  театра. Дирижер – А. Оссовский. [1986 год].

 Музыка:

Андре Шенье 

Борис Годунов

Золотой теленок

Мазепа

Моцарт и Сальери

Прокофьев С. Обручение в монастыре. Вступление

 



[i]Шуман, Роберт.  «Домашние и жизненные правила для музыкантов» . Москва, 1905 год.  С.10