«Никогда не упускай случая
послушать хорошую оперу»
Р.Шуман[i]
Сегодня во всем мире отмечается международный День оперы. Опера – это одно из прекрасных явлений музыкального театра, которое продолжает восхищать нас на протяжении уже более четырехсот лет.
Что дает нам общение с оперой?
Музыка, раскрывающая драму на сцене посредством пения и звучания оркестра «dramma per musica» – прошла грандиозный путь развития. Начинался он с небольшой интермедии внутри драматического спектакля, где постепенно все слышнее становился поющий голос.
В Италии в конце XVI века переход к эстетике Возрождения был обусловлен поиском нового искусства, воскрешающего древнегреческую трагедию, привлекательного и понятного для большого количества людей. В знаменитом Флоренти́йском кружке, Флорентийской камера́те, поэты, художники, музыканты, философы и просто энтузиасты искали возможности синтезировать в театре разные виды искусств, чтобы создать совершенный по художественному воплощению спектакль, заставляющий зрителя переживать, размышлять и получать удовольствие и наслаждение. Видимым и наглядным проявлением красоты на сцене выступала живопись и архитектура. Передать разное эмоциональное состояние, поразить свободным проявлением чувства через прекрасное пение бельканто, вовлечь в событийный процесс на сцене могла только музыка и поэзия. Основой оперы становится либретто – литературный текст, приспособленный к сценическому действию.
Первая из сохранившихся стала опера Я. Пери «Эвридика», премьера которой состоялась в 1600 году на праздновании свадьбы Марии Медичи и Генриха IV в огромном, прекрасном дворце Piazza del Pitti во Флоренции. Оркестр состоял всего лишь из четырех музыкальных инструментов: чембало, теорбы, лиры и басовой лютни.
Новый музыкальный жанр очень быстро становится главенствующим в Европе. Уже с XVIII века появляются разновидности оперы: комической и серьезной. Чаша весов в этом синтезе искусств менялась в зависимости от замысла композитора, от эстетических предпочтений времени, но роль музыки только усиливалась. C появлением симфонического оркестра, она перестаёт быть лишь создающей экспрессию и поддерживающей вокальные и хоровые номера. Музыка воплощает то, что порой невозможно передать на сцене, предопределяет события, раскрывает психологическое состояние героев, резюмирует и развивает основную идею. В звучании оркестра оживают картины природы, происходят фантастические и таинственные превращения... Создается музыкальная драматургия, порой более развитая и действенная, чем на сцене. Расширяются приёмы вокального искусства: прекрасное пение сочетается с речитативным и декламационным стилем.
Для композитора работа над оперой считалась не только интереснейшим занятием, но и серьёзной проверкой мастерства и таланта. Не случайно, создание национальных профессиональных композиторских школ во всем мире знаменовалось премьерой оперы. Некоторые великие музыканты связывали с оперой идеи преображения человеческого общества, очищения его от пагубного и низменного, видели в этом жанре искусство будущего. Стремление композиторов к реалистическому, правдивому показу событий, достоверности сформировали к концу XIX столетия новые оперные жанры, такие как историческая и психологическая драма.
Оперная драматургия за все время своего существования охватила весь диапазон жизненных ситуаций, истории, эпоса, мифов и легенд, литературных произведений и других тем. Зритель, оказавшись в роскошном убранстве оперного театра, за несколько часов проживает эти события, обогащая свой жизненный опыт и знания, а музыка помогает осмыслить, прочувствовать и испытать удовольствие. Сегодня, эволюция оперы стремиться к адаптации жанра в современном обществе и иногда достигает своего визуального фейерверка. Авангардная режиссура разножанровых экстравагантных постановок с использованием спецэффектов, машинерии, появлением животных и птиц на сцене, с цирковыми элементами и цифровыми технологиями покоряет широкую зрительскую аудиторию.
В фондах Российского национального музея музыки хранятся множество предметов, связанных с историей оперного искусства. И среди них – эскизы занавеса к разным оперным постановкам. Когда-то в оперном театре его вовсе не было, а начало спектакля обозначалось звуком фанфар или ударами в гонг. Позднее, в некоторых театрах появляются портальные, т.е. основные занавесы, которые предназначались для разделения пространства.
В XVIII веке композиторы начинают оперу с увертюры – инструментального вступления, настраивающего слушателя на характер будущего действия, здесь начинается знакомство с основными музыкальными образами. Визуальной увертюрой называют интермедийный занавес, который предназначался для отдельно взятой оперы и закрывал сцену во время оркестрового вступления. Художественное решение и звуки симфонического оркестра окутывают зрителя атмосферой спектакля, усиливая ощущение другой реальности.
Мы предлагаем вашему вниманию несколько эскизов подобных занавесов разных художников и соответствующих к ним оперных увертюр. Послушайте и посмотрите, как это выглядит!
И пусть такая музыкально-художественная преамбула послужит приглашение в оперу и Музей Музыки, где можно многое узнать об этом музыкальном жанре!
Прокофьев С. Обручение в монастыре. Вступление
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).