Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Признанный всенародно». К 115-летию со дня рождения В.П. Соловьёва-Седого

25.04.2022

 «Жизнь наша всегда богата событиями, богата людскими чувствами.

В ней есть, что прославить, и есть, что сопережить – глубоко и вдохновенно»

 

25 апреля 1907 года в Санкт-Петербурге родился один из самых знаменитых советских композиторов-песенников в России XX века – Василий Павлович Соловьёв-Седой. Вся его музыка отмечена оригинальностью, самобытностью. Он был современен, его песни легко запоминались, проникали в душу людей.

В историю музыкального искусства Соловьёв-Седой вошел как автор огромного количества песен (свыше 400), 3 балетов, 10 оперетт, 7 произведений для симфонического оркестра, музыки к 24 драматическим спектаклям и 8 радиопостановкам, к 44 кинофильмам. Перед киноискусством есть у Соловьёва-Седого ещё одна заслуга: он был одним из тех, кто поднял культуру музыкального оформления документальных, хроникальных фильмов до высоты истинной художественности.

Не было знаков внимания, которыми бы не отметили композитора: звания Героя Социалистического Труда, народного артиста СССР, Ленинская и Государственная премии СССР, ордена, медали, причем один из орденов Ленина он получил совсем как рабочий-труженик – за успехи в выполнении заданий восьмой пятилетки.

Семья Соловьёва-Седого принадлежала к обыкновенной трудовой части тогдашнего Санкт-Петербургского общества. Отец будущего композитора Павел Павлович Соловьёв служил в должности главного дворника Невского проспекта. Мать Анна Фёдоровна работала горничной у знаменитой певицы А.Д. Вяльцевой, которая подарила ей граммофон и грампластинки со своими песнями.

Первыми «классическими» музыкальными впечатлениями Соловьёва-Седого стали походы в Мариинский театр, куда его водил виолончелист оркестра театра Н. Сазонов, живший в их доме. Там мальчик слышал «Сказание о невидимом граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова, выступления Ф.И. Шаляпина в операх «Борис Годунов» М.П. Мусоргского и «Севильский цирюльник» Дж. Россини.

Посещения музыкальных мероприятий не прошли для него бесследно – он начал учиться игре на простом народном инструменте – балалайке, освоил гитару, пробовал импровизировать, позже работал тапером в кинотеатрах. Именно немое кино приобщило его к фортепиано.

В 1829 году Соловьёв-Седой поступил учиться в Ленинградский центральный музыкальный техникум, а спустя два года перевелся в Ленинградскую консерваторию, где в то время преподавал известный композитор П.Б. Рязанов. С последним связана история появления псевдонима Василия Павловича, которую он описывает так: «Как-то в начале тридцатых, когда учился  в консерватории, профессор Пётр Борисович Рязанов, прослушав мою симфоническую картину «Партизанщина», молвил: «Молодец, Соловьёв!» А потом улыбнулся: «Соловьёв… Не придумать более неблагозвучной фамилии для композитора. Сколько уже Соловьёвых музыкой балуются… Создашь что-нибудь стоящее – им припишут, плохое – при тебе останется. Придется подыскивать псевдоним». Над псевдонимом долго думать не пришлось. В детстве летом у Васи волосы совсем выгорали от солнца, и отец ласково называл его седеньким или седым – отсюда и Седой.

Ещё до Великой Отечественной Василий Павлович написал множество прекрасных песен, но слава – огромная и заслуженная – пришла к нему во время войны, когда он создал свои знаменитые, невероятно популярные в то тяжёлое для страны время: «Соловьи», «На солнечной поляночке», «Давно мы дома не были», а чуть позже – «Где же вы теперь, друзья-однополчане?».

Советский композиторДмитрий Покрасс восторженно писал: «Соловьёв-Седой – это советская песня нашего времени. Это подвиг военного времени, выраженный чутким сердцем... Это борьба за мир. Это нежная любовь к Родине, родному городу. Это, как часто говорят про песни Василия Павловича, эмоциональная летопись поколения советских людей, которое закаливалось в огне Великой Отечественной».

Сочиненные Соловьёвым-Седым в послевоенный период песни, оперетты, музыка к фильмам и спектаклям, балету «Тарас Бульба», пришлись по сердцу миллионам поклонников его таланта. Песня «Подмосковные вечера», которую много лет знают и поют на всех языках и во всех уголках земного шара, даже была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самая исполняемая песня.

Биографы композитора утверждают, что сам Василий Павлович свой шедевр поначалу не оценил. Автора куда больше беспокоило первое исполнение на том же фестивале другой его песни – «Если бы парни всей земли». Присуждение первой премии и Большой золотой медали «Подмосковным вечерам» стало для Соловьёва-Седого неожиданностью. Эта песня пользовалась необыкновенной популярностью за рубежом, став своеобразной визитной карточкой России. Через полгода после фестиваля Соловьёв-Седой приехал с «Подмосковными вечерами» в Бразилию и дал концерт на легендарной «Маракане». Забитый стотысячный стадион сразу же подхватил русский хит. По мнению Владимира Трошина – первого исполнителя «Подмосковных вечеров», секрет грандиозного успеха заключался в следующем: «В “Подмосковных вечерах” есть душа. В мелодии этой песни и в очень простых словах есть Родина – Россия, есть всеобщая человеческая любовь, наслаждение природой, вера в прекрасное. Поэтому она близка всем людям – людям разных стран и возрастов».

Умер Соловьёв-Седой 2 декабря 1979 года в Ленинграде, добившись мировой славы и почета. Музыкальное наследие композитора, обширное и разнообразное, остаётся бессмертным, так как лежащие в его основе общечеловеческие ценности имеют непреходящее значение для всенародной культуры.