Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

Прогрессивный консерватор. Ко дню рождения Николая Мясковского

20.04.2021

Сегодня, 20 апреля 2021 года, исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Николая Яковлевича Мясковского (1881–1950). Хотя у большинства современных слушателей это имя не вызывает конкретных музыкальных ассоциаций, отечественная культура обязана музыканту очень многим. Творческое наследие композитора весьма обширно и разнообразно: Николаю Мясковскому принадлежат 27 симфоний, 13 струнных квартетов, 9 фортепианных сонат, 2 кантаты («Киров с нами» и «Кремль ночью»), Скрипичный и Виолончельный концерты, множество фортепианных пьес и сочинений для пения и фортепиано, а также опыты в области массовой песни. Единственной областью, в которой композитор не оставил произведений, стал музыкальный театр. Попыткой обращения к ней стала работа над оперой «Идиот» по одноимённому роману Фёдора Достоевского в первой половине 1910-х годов, оставшаяся неосуществлённой.

Годы творческой активности Николая Яковлевича пришлись на время радикальных новаций в музыкальной культуре, порой декларативного разрыва с прошлым. Композитор никогда не разделял подобных настроений и даже в своих ранних сочинениях, отличающихся особой сложностью музыкального языка, прочно «стоял на земле» и черпал вдохновение в образцах великих мастеров, наследие которых знал основательно и глубоко.

Подобно многим классикам отечественной музыки, систематические занятия Мясковский начал очень поздно, будучи на тот момент уже взрослым человеком. Учеником Петербургской консерватории он стал в возрасте 25 лет (1906)! До этого времени его музыкальные занятия были нерегулярны, хотя интерес к музыке проявился у ещё в детском возрасте (самые сильные впечатления — попурри из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» и опера Михаила Глинки «Жизнь за царя»). В силу жизненных обстоятельств и по семейной традиции будущий композитор сначала направился по военной стезе. Только окончив Военно-инженерное училище в 1902 году, Николай Мясковский смог возобновить столь любимые им музыкальные занятия, совмещая их со службой в армии. Перед поступлением в консерваторию он занимался частным образом у Рейнгольда Глиэра, а затем у Ивана Крыжановского. В Петербургской консерватории наставниками Мясковского стали Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов и Анатолий Лядов. В консерваторские годы берёт начало дружба Николая Мясковского с Сергеем Прокофьевым, прошедшая через всю их жизнь.

После окончания консерватории в жизни Николая Яковлевича открылась ещё одна область служения музыкальному искусству — композитор-практик начал выступать как музыкальный критик, публикуясь в московском журнале «Музыка». События Первой мировой войны на несколько лет прервали плодотворную работу Мясковского. К сочинительству он вернулся лишь в 1917 году, написав сразу две симфонии (Четвёртую и Пятую). Грандиозной вершиной, обобщившей впечатления и переживания композитора военных и революционных лет, стала Шестая симфония, созданная в 1921–1923 годах. В этом сочинении сложность музыкального языка Мясковского достигла своего максимума, затем композитор устремился к более ясному и доступному высказыванию. Замечательным результатом этого стремления стали Двадцать первая (1940) и Двадцать седьмая симфонии (1950), представляющие собой переосмысление классических традиций на новом этапе развития музыкальной культуры. Симфонии стали репертуарными сочинениями, их высоко оценили не только слушатели, но и профессиональное сообщество. За эти сочинения Николай Мясковский удостоился Сталинской премии (за Двадцать седьмую симфонию — посмертно).

Огромный вклад в отечественную музыкальную культуру принадлежит Мясковскому-преподавателю. С 1921 года он вёл класс композиции в Московской консерватории и воспитал около 80 учеников. Среди них —Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский, Виссарион Шебалин, Борис Чайковский, Борис Мокроусов, Михаил Старокадомский, Андрей Эшпай. Удивительное своеобразие и замечательный профессионализм каждого из учеников свидетельствует о выдающихся педагогических способностях их учителя.

Российский национальный музей музыки является одним из основных мест хранения документального наследия Николая Мясковского, рукописей его сочинений и писем. Часть материалов была передана в фонды в июле 1943 года самим композитором. Последним поступлением в коллекцию Мясковского в 2020 году стал томик стихов Степана Щипачева с дарственной надписью композитору. По этой книге Николай Мясковский в 1939–1940 годах работал над романсами, составившими сборник «Из лирики Степана Щипачева» — на отдельных страницах издания сохранились его пометы и нотные наброски.

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.