Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Прогрессивный консерватор. Ко дню рождения Николая Мясковского

20.04.2021

Сегодня, 20 апреля 2021 года, исполняется 140 лет со дня рождения выдающегося русского композитора Николая Яковлевича Мясковского (1881–1950). Хотя у большинства современных слушателей это имя не вызывает конкретных музыкальных ассоциаций, отечественная культура обязана музыканту очень многим. Творческое наследие композитора весьма обширно и разнообразно: Николаю Мясковскому принадлежат 27 симфоний, 13 струнных квартетов, 9 фортепианных сонат, 2 кантаты («Киров с нами» и «Кремль ночью»), Скрипичный и Виолончельный концерты, множество фортепианных пьес и сочинений для пения и фортепиано, а также опыты в области массовой песни. Единственной областью, в которой композитор не оставил произведений, стал музыкальный театр. Попыткой обращения к ней стала работа над оперой «Идиот» по одноимённому роману Фёдора Достоевского в первой половине 1910-х годов, оставшаяся неосуществлённой.

Годы творческой активности Николая Яковлевича пришлись на время радикальных новаций в музыкальной культуре, порой декларативного разрыва с прошлым. Композитор никогда не разделял подобных настроений и даже в своих ранних сочинениях, отличающихся особой сложностью музыкального языка, прочно «стоял на земле» и черпал вдохновение в образцах великих мастеров, наследие которых знал основательно и глубоко.

Подобно многим классикам отечественной музыки, систематические занятия Мясковский начал очень поздно, будучи на тот момент уже взрослым человеком. Учеником Петербургской консерватории он стал в возрасте 25 лет (1906)! До этого времени его музыкальные занятия были нерегулярны, хотя интерес к музыке проявился у ещё в детском возрасте (самые сильные впечатления — попурри из оперы Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан» и опера Михаила Глинки «Жизнь за царя»). В силу жизненных обстоятельств и по семейной традиции будущий композитор сначала направился по военной стезе. Только окончив Военно-инженерное училище в 1902 году, Николай Мясковский смог возобновить столь любимые им музыкальные занятия, совмещая их со службой в армии. Перед поступлением в консерваторию он занимался частным образом у Рейнгольда Глиэра, а затем у Ивана Крыжановского. В Петербургской консерватории наставниками Мясковского стали Николай Римский-Корсаков, Александр Глазунов и Анатолий Лядов. В консерваторские годы берёт начало дружба Николая Мясковского с Сергеем Прокофьевым, прошедшая через всю их жизнь.

После окончания консерватории в жизни Николая Яковлевича открылась ещё одна область служения музыкальному искусству — композитор-практик начал выступать как музыкальный критик, публикуясь в московском журнале «Музыка». События Первой мировой войны на несколько лет прервали плодотворную работу Мясковского. К сочинительству он вернулся лишь в 1917 году, написав сразу две симфонии (Четвёртую и Пятую). Грандиозной вершиной, обобщившей впечатления и переживания композитора военных и революционных лет, стала Шестая симфония, созданная в 1921–1923 годах. В этом сочинении сложность музыкального языка Мясковского достигла своего максимума, затем композитор устремился к более ясному и доступному высказыванию. Замечательным результатом этого стремления стали Двадцать первая (1940) и Двадцать седьмая симфонии (1950), представляющие собой переосмысление классических традиций на новом этапе развития музыкальной культуры. Симфонии стали репертуарными сочинениями, их высоко оценили не только слушатели, но и профессиональное сообщество. За эти сочинения Николай Мясковский удостоился Сталинской премии (за Двадцать седьмую симфонию — посмертно).

Огромный вклад в отечественную музыкальную культуру принадлежит Мясковскому-преподавателю. С 1921 года он вёл класс композиции в Московской консерватории и воспитал около 80 учеников. Среди них —Арам Хачатурян, Дмитрий Кабалевский, Виссарион Шебалин, Борис Чайковский, Борис Мокроусов, Михаил Старокадомский, Андрей Эшпай. Удивительное своеобразие и замечательный профессионализм каждого из учеников свидетельствует о выдающихся педагогических способностях их учителя.

Российский национальный музей музыки является одним из основных мест хранения документального наследия Николая Мясковского, рукописей его сочинений и писем. Часть материалов была передана в фонды в июле 1943 года самим композитором. Последним поступлением в коллекцию Мясковского в 2020 году стал томик стихов Степана Щипачева с дарственной надписью композитору. По этой книге Николай Мясковский в 1939–1940 годах работал над романсами, составившими сборник «Из лирики Степана Щипачева» — на отдельных страницах издания сохранились его пометы и нотные наброски.