15 января исполняется 80 лет Максиму Исааковичу Дунаевскому – советскому и российскому композитору, пианисту, народному артисту Российской Федерации. Сын прославленного композитора Исаака Дунаевского, Максим унаследовал его музыкальный талант. Он рос за кулисами Московского театра оперетты, где отец был руководителем музыкальной части, но становиться музыкантом не спешил: до десяти лет его привлекали разные профессии, от шофёра до футболиста. Сегодня песни Максима Дунаевского знает вся страна. «Пора-пора-порадуемся…», «Позвони мне, позвони», «Ну что сказать, ну что сказать, устроены так люди» – эти слова сегодня нельзя представить без музыки. В день юбилея композитора вспоминаем самые неожиданные истории, связанные с его песнями.
Музыка к фильму «Д’Артаньян и три мушкетёра» записывалась ночью. Частных студий тогда в Москве не было, а государственные коллективу не предоставляли. Дело в том, что музыку ко всем кинофильмам в то время записывал Государственный оркестр кинематографии. По особому разрешению поучаствовать в записи мог эстрадно-джазовый ансамбль «Мелодия» под руководством Георгия Гараняна. Максим Дунаевский задумал пригласить для записи настоящую рок-группу с современным оборудованием. Так возник ансамбль «Фестиваль», с которым впоследствии Дунаевский объездил весь Советский Союз. Оркестр же был возмущён отстранением от работы и выпустил письменное постановление: «С композитором Дунаевским больше никогда не работать». Звукорежиссёр Леонид Сорокин, работавший с ансамблем «Фестиваль», воспользовался своими связями и тайком организовал запись музыки в ночное время.
Мелодию песни «Пора-пора-порадуемся…» тридцатитрёхлетний композитор сочинил за пятнадцать минут, и она быстро стала популярной. Однажды после выхода фильма на экраны музыканта разбудил шум и гвалт за окном. Пьяная орава старалась попасть в ноты: «Пора-пора-порадуемся на своём веку…» Так Дунаевский понял, что проснулся знаменитым. Через несколько лет современное мушкетёрское сообщество во Франции наградило композитора шпагой, шляпой, плащом и грамотой о принятии в мушкетёрский клан – на старофранцузском языке.
Песню «Есть в графском парке чёрный пруд...» Атос – Вениамин Смехов – хотел исполнить сам. Максим Дунаевский всячески поощрял его на репетициях, аккомпанируя ему на рояле отца. Наступил день студийной записи. Автор поддерживал «непоющего актёра»: «Не робей. Дома получилось, получится и с оркестром». Первую пробу композитор одобрил: «Ну, неплохо, раза три всего сфальшивил». Однако на следующих дублях Смехов так смело «прокричал» песню, что слушать эту запись было невозможно. Дунаевский пообещал товарищу, что при удобном случае запись будет повторена, но в фильме Балладу Атоса поёт профессиональный музыкант Вячеслав Назаров. Смехов на замену не обиделся – отнёсся с иронией. Когда фильм вышел на экраны, он постоянно звонил Дунаевскому по телефону и страшным голосом пел в трубку: «Есть в графском парке чёрный пру-уд, там лилии цвету-у-ут, там лилии цветут!»
Успеха «Гадалки» из фильма «Ах, водевиль, водевиль…» поэт Леонид Дербенёв не ждал. Когда режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич попросил его написать цыганскую песню для фильма, автор текста ответил: «Хил, ты сошёл с ума, это будет 8925-я цыганочка! Сколько можно?» «Лёнь, ну такой сюжет», – пожал плечами режиссёр. Именно эта «8925-я цыганочка» и приобрела народную любовь.
Легендарная песня «Позвони мне, позвони» из фильма «Карнавал» создавалась долго. Ещё до начала съёмок режиссёр Татьяна Лиознова решила, что хочет слышать в фильме песню, непременно связанную с телефоном. И это должен быть хит. Для создания песни пригласили специалиста по шлягерам Максима Дунаевского. Но композитор долго не мог найти мелодию, которая устроила бы режиссёра. Он переписывал мотив шесть раз: Лиознова оставалась недовольна. Наконец измотанный Дунаевский принёс Татьяне Михайловне свой самый первый вариант. Заказчица хитрости не заметила: «Вот видите – можете же работать», – строго заявила она композитору. Впоследствии автор вспоминал: «Я давно усвоил: лучшая мысль – та, которая приходит сразу. А начнёшь высиживать её одним местом – всё пойдёт прахом… Лиознова к нам не придиралась, просто она была перфекционисткой. И выбирала кровавый путь для достижения цели. Но это Лиознова, можно и потерпеть».
Готовую песню в фильме исполняет не актриса Ирина Муравьёва, сыгравшая главную роль, а профессиональная певица Жанна Рождественская. Это было решением Лиозновой: так режиссёр намекает на успешное будущее главной героини Нины Соломатиной. Но в 1983 году фирма «Мелодия» пригласила для записи песни Ирину Муравьёву, и известность получило именно это исполнение.
Коллеги ещё долго разыгрывали актёра Александра Абдулова, в «Карнавале» сыгравшего роль студента-москвича Никиты. Ему передавали, что Муравьёва просила срочно перезвонить. Актёр бросался к телефонной трубке… а потом всё понимал.
Знаменитые «Городские цветы» из фильма «Куда он денется!» родились в результате совместного творчества Дунаевского с Леонидом Дербенёвым. Автор текстов приехал к композитору и повелел ему: «Быстро за рояль!» «В чём дело?» – удивился музыкант. «Вот тебе строчка, пиши – “городские цветы”», – скомандовал Дербенёв. «А что ещё?» – спросил Дунаевский. «А что тебе ещё надо? Это же шляг-строчка! Это хит», – ответил поэт. Композитор написал песню с этой строчкой, а поэт дописал недостающие строки под готовую музыку, после чего Максим Дунаевский написал ещё одну версию песни – заново.
Популярность песни «33 коровы» из фильма «Мэри Поппинс, до свидания» даже привела к судебному разбирательству. Как-то раз Дунаевский увидел в магазине молочную продукцию бренда под названием «33 коровы». Авторы песни подали в суд на плагиат, но проиграли: 33 – это цифра, а «коровы» – это просто слово, объяснил судья. Наутро Дунаевский обнаружил у своей двери полный ящик с молочными продуктами – в качестве извинения.
Максима Дунаевского называют «джентльменом мелодии». В свои 80 лет он сохраняет бодрость и энергию и продолжает активную работу: пишет мюзиклы, преподаёт в Российской академии музыки имени Гнесиных, возглавляет художественный совет Московской областной филармонии. Фильмы с его музыкой давно стали признанной классикой, но музыкант не останавливается на достигнутом. «Я всё ещё здесь», – шутит Дунаевский.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).