Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Раухвергер, кто же это?». К 120 -летию композитора М.Р. Раухвергера

05.12.2021

К 120-летию со дня рождения композитора Михаила Рафаиловича Раухвергера.

Музыкантам, родившимся в начале XX столетия, предстояло участвовать в создании разногласного Советского музыкального искусства. Единое, многонациональное пространство проживающих вместе республик позволяло одаренному человеку перемещаться и аккумулировать этнические, народные и другие традиции, развивая и обогащая свой творческий потенциал. Это давало возможность более осознанно найти свой путь в музыке.

5 декабря 1901 года в солнечном черноморском городе Одессе родился безгранично добрый и душевно щедрый человек, будущий композитор Михаил Рафаилович Раухвергер.

C раннего детства мальчика интересовала игра на фортепиано, он подолгу импровизировал, вслушиваясь в звуки инструмента, и очень скоро научился легко читать с листа.

Дед композитора основал в Одессе фирму по производству и торговле металлическими изделиями и согласно своим принципам придумал фамилию Раухвергер, что означает- Rauch (дым) и Werk (труд).

Как во многих семьях, где в роду были предприниматели, способности к музыке воспринимались как увлечение.

В семье композитора устраивались домашние вечера, исполнялись камерные инструментальные и вокальные сочинения. Здесь, однажды, 12-ти летний Михаил аккомпанировал знаменитому басу Платону Ивановичу Цесевичу, которого называли «вторым Шаляпиным». Часто посещались концерты в Одесском филармоническом обществе, где выступали Н. Блиндер, И. Гофман, Я. Кубелик, И.Хейфиц. Яркие воспоминания оставил в душе юного таланта знаменитый Одесский оперный театр.

Жизнелюбие, обаяние, юмор на протяжении всей жизни сопровождали Михаила Раухвергера и располагали к нему окружающих, тем более, что большим его другом в гимназические годы был брат писателя В. Катаева - Евгений Петров, в будущем знаменитый соавтор Ильи Ильфа.

Фамилия и семейные устои обязывали Михаила учиться отлично. Досрочно окончив гимназию с золотой медалью, он становится студентом Одесского политехнического института и, одновременно, поступает в Одесскую консерваторию.

Студенческая жизнь приходится на сложные годы Гражданской войны. Михаилу Рафаиловичу удается совмещать учебу в двух направлениях, участие в концертных бригадах, работу в Народной консерватории и даже борьбу с бандитизмом в качестве дружинника.

1922 год знаменует новый, счастливый период в жизни нашего героя. Одесский Губпросвет направляет его для учебы в Москву, где он поступает в Московскую консерваторию в класс знаменитого пианиста Ф.М. Блуменфельда.

Великолепный, требовательный педагог, ученик и друг Н.А. Римского-Корсакова, Феликс Михайлович быстро становится кумиром, богом (так называл его Раухвергер) для всех своих учеников. Его методика состояла не только в постижении законов высочайшего уровня пианистического мастерства, делавшего музыканта властелином фортепиано, но и в становлении личности. Блуменфельд знакомил свой класс с современной музыкой - сочинениями С. Прокофьева, Н. Мясковского, А. Александрова, Н. Метнера, И. Стравинского, К. Дебюсси, М. Равеля, Ф. Пуленка.

Будучи одним из лучших и любимых учеников своего великого педагога, Михаил Рафаилович все же предпочитает выбрать композиторское поприще. Такое решение было связано со складом натуры музыканта, человека скромного, которому непросто давались публичные выступления.

Первое произведение М. Раухвергера, увидевшее свет, стала песня на слова О. Высоцкой «Мы веселые ребята», написанная в 1925 году, она разлетелась по всей стране и стала одной из самых исполняемых. Так началась яркая страница его творчества – музыка для детей.

Жена композитора, Тотеш Бабаджан, – известный в то время специалист в области дошкольного образования – всегда поддерживала и помогала ему в этой работе. В 1928 году выходит сборник «Солнышко», позднее «Рабочие песенки», «Игры и загадки – 5 ритмических игр» и многие другие. Во всех уголках СССР звучали чудесные и добрые песни М.Р. Раухвергера.

Своих детей в семье не было, и Михаил Рафаилович щедро дарил свои прекрасные произведения всем детям страны.

Вскоре, он начинает сотрудничать с театрами и киностудиями, создает номер «Матрешки», оперу «Красная шапочка» для Центрального детского театра под руководством Н. Сац, пишет музыку для спектакля «Белый пудель», «Созвездие гончих псов», «Недоросль», принимает участие в создании детского радиотеатра. В 1937 году на экраны выходит чудесный детский фильм «Похождение медвежонка» с его музыкой.

Опера-балет «Снежная королева», поставленная в 1969 году в Кремлевском Дворце съездов, много лет подряд собирала полный, многотысячный зал, и каждый раз перед началом у стен Красной площади стояли мечтающие купить лишний билетик. Особый восторг маленьким зрителям доставлял финал оперы: когда сердце Кая растоплено от горячих слез Герды и, казалось, вот он – добрый, счастливый финал... на сцене вновь появлялась Снежная королева, она спускалась в партер и с помощью своего волшебного танца, «заманивала в свои холодные чертоги» сидящих в зале детей. Кай и Герда спешили детям на помощь. «Не верьте ей!», и Снежная королева исчезала.

В 1940 году судьба Михаила Раухвергера привела в город Фрунзе. Композитор приехал сюда по приглашению начальника управления по делам искусств Киргизской ССР О. Джакиева, чтобы написать оперу на либретто Отунчу Сарбагишева «Алтын Кокуль».

Вот как вспоминает свой приезд сам композитор: «…Фрунзе сразу покорил меня какой-то необычайной уютностью, обилием зелени, снежными вершинами гор, упоительным, пьянящим воздухом, а главное – теплой и какой-то обаятельно-скромной народной музыкой. Я прослушал и записал множество певцов, <…>, внимательно вслушивался в характер народного пения и звучания народных инструментов, разговаривал с людьми, тогда мне незнакомой Киргизии, и понемногу стал осваиваться в этом новом для меня мире»[i]. Михаил Рафаилович подошел к этой задаче со всей тщательностью, продуманностью. Он стал изучать народный эпос, наблюдать за бытом, народными обычаями, творчеством киргизского народа, обратился к записям киргизских народных песен этнографа А.В. Затаевича.

Премьера оперы «Кокуль» в Киргизском государственном театре оперы и балета состоялась в ноябре 1942 года. Композитор вспоминал, что в самый разгар Великой Отечественной войны был невероятный подъем культурной жизни страны в опровержение известной поговорки: «когда пушки стреляют – музы молчат». Музы не молчали! Были проведены несколько декад музыки республик Средней Азии и Казахстана, один за другим исполнялись новые произведения, создавались песни и марши, проводились смотры и выездные концерты.

Работа над созданием ярких театральных премьер в Киргизии сблизила композитора с выдающимися прекрасными людьми: исполнителем на киргизском народном инструменте комузе Атае Огонбаевым, драматургом Отунчу Сарбагишевым, великолепной танцовщицей Бибисарой Бейшеналиевой, блистательно исполнившей сразу две противоположные по характеру главные партии в следующем балете Раухвергера «Чолпон», поставленном в декабре 1944 года.

Также, композитор работал в жанрах инструментальной музыки: им созданы симфонические произведения, камерные ансамбли, пьесы для различных инструментов.

В 1961 году он был удостоен звания Народного артиста Киргизской ССР, а в 1974 – Заслуженного деятеля искусств РСФСР.

В Российском национальном музее музыки хранится множество предметов, освещающих большой творческий путь композитора Михаила Рафаиловича Раухвергера. Это музыкальные рукописи, редкие фотографии, эскизы декораций к постановкам его спектаклей, программы, афиши, письма и другие материалы.



[i]М. Раухвергер. «Первые годы моей работы в Киргизии»//сб. « Искусство и человек». Фрунзе.1981.стр.122