11 января исполняется 150 лет Рейнгольду Глиэру – композитору, дирижёру, педагогу, общественному деятелю, доктору искусствоведения, народному артисту СССР.
Личность такого масштаба принято называть ренессансной. Немец по рождению, Глиэр оказался горячим русским и советским патриотом. Евразийский размах его фольклорных увлечений соседствовал со смелыми оркестровыми экспериментами, сочинительство – с мастерством дирижёра, педагогика – с импровизацией. Единственный композитор – лауреат трёх Сталинских премий, он был признан народным артистом России, Азербайджана и Узбекистана.
Его отец, Мориц Глиэр, владел мастерской духовых инструментов в Киеве и по воскресеньям музицировал с детьми. Память детства сохранила первую встречу с оркестром под управлением А.Н. Виноградского, операми «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского. И одновременно – с песнями украинских крестьян деревни Святошино, где мальчик проводил лето.
Глиэр выбрал сложный путь от скрипача к композитору и дирижёру, обучаясь сначала дома и в Киевском музучилище у Отакара Шевчика, затем в Московской консерватории – у Яна Гржимали, Михаила Ипполитова-Иванова, Антона Аренского, Георгия Конюса, Сергея Танеева и, наконец, в Берлине у Оскара Фрида.
Глиэр не останавливался. Классическим жанрам задавал новые форматы, впервые представив публике концерты для арфы или голоса с оркестром. Слушая песни славян и кавказцев, узбеков и бурят, возводил фольклор в степень симфонических картин и поэм, маршей и увертюр, опер и балетов. Настоящими сенсациями стали его оперы – азербайджанская «Шахсенем», узбекские «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара», балеты – украинский «Тарас Бульба», русский «Медный всадник». Только Глиэр мог прославиться одновременно гимном Ленинграда и «Героическим маршем Бурят-Монгольской АССР». Подобно Мичурину, он выводил новый сорт «музыки дружбы народов». А легендарный балет «Красный мак» с лихим танцем русских моряков «Яблочко» и грациозными па Екатерины Гельцер в роли китаянки Тао Хоа стал магическим средством международной дипломатии.
Глиэр оказался талантливым педагогом – сначала Гнесинки, затем Киевской и Московской консерваторий. «Как-то так выходит, что, кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым, то есть учеником ученика», – писал его воспитанник Сергей Прокофьев. В музее-квартире А.Б. Гольденвейзера бюст Глиэра стоит на этажерке под бюстом Прокофьева – как корень под кроной.
Ю.Ю. Бачманова
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).