Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Рейнгольд Глиэр: всенародный артист

11.01.2025

11 января исполняется 150 лет Рейнгольду Глиэру – композитору, дирижёру, педагогу, общественному деятелю, доктору искусствоведения, народному артисту СССР.

Личность такого масштаба принято называть ренессансной. Немец по рождению, Глиэр оказался горячим русским и советским патриотом. Евразийский размах его фольклорных увлечений соседствовал со смелыми оркестровыми экспериментами, сочинительство – с мастерством дирижёра, педагогика – с импровизацией. Единственный композитор – лауреат трёх Сталинских премий, он был признан народным артистом России, Азербайджана и Узбекистана.

Его отец, Мориц Глиэр, владел мастерской духовых инструментов в Киеве и по воскресеньям музицировал с детьми. Память детства сохранила первую встречу с оркестром под управлением А.Н. Виноградского, операми «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Евгений Онегин» Чайковского. И одновременно – с песнями украинских крестьян деревни Святошино, где мальчик проводил лето. 

Глиэр выбрал сложный путь от скрипача к композитору и дирижёру, обучаясь сначала дома и в Киевском музучилище у Отакара Шевчика, затем в Московской консерватории – у Яна Гржимали, Михаила Ипполитова-Иванова, Антона Аренского, Георгия Конюса, Сергея Танеева и, наконец, в Берлине у Оскара Фрида. 

Глиэр не останавливался. Классическим жанрам задавал новые форматы, впервые представив публике концерты для арфы или голоса с оркестром. Слушая песни славян и кавказцев, узбеков и бурят, возводил фольклор в степень симфонических картин и поэм, маршей и увертюр, опер и балетов. Настоящими сенсациями стали его оперы – азербайджанская «Шахсенем», узбекские «Лейли и Меджнун» и «Гюльсара», балеты – украинский «Тарас Бульба», русский «Медный всадник». Только Глиэр мог прославиться одновременно гимном Ленинграда и «Героическим маршем Бурят-Монгольской АССР». Подобно Мичурину, он выводил новый сорт «музыки дружбы народов». А легендарный балет «Красный мак» с лихим танцем русских моряков «Яблочко» и грациозными па Екатерины Гельцер в роли китаянки Тао Хоа стал магическим средством международной дипломатии.   

Глиэр оказался талантливым педагогом – сначала Гнесинки, затем Киевской и Московской консерваторий. «Как-то так выходит, что, кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра – или прямым, или внучатым, то есть учеником ученика», – писал его воспитанник Сергей Прокофьев. В музее-квартире А.Б. Гольденвейзера бюст Глиэра стоит на этажерке под бюстом Прокофьева – как корень под кроной. 

 Ю.Ю. Бачманова

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.