Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Российский ирландец

27.07.2022

К 240-летию со дня рождения Джона Фильда, выдающегося ирландского пианиста, педагога и композитора, бóльшую часть жизни прожившего в России

В музыкально-исполнительском искусстве XIX столетия сформировались две яркие черты романтической традиции пианизма. Чтобы лучше представить особенности каждой из них, вспомним любопытный случай, произошедший в Парижской консерватории в начале 20-х годов XIX века. Джон Фильд присутствовал на выступлении молодого Ференца Листа. Отметим, что в своём исполнительском мастерстве эти великие пианисты были полными противоположностями. Смелые движения рук, ошеломляющие быстротой пассажи, вскидывание головы, смелые удары по клавиатуре и громоподобные звуки обескуражили Фильда, и он обратился к присутствовавшим с вопросом: «Est-ce qu’il ne mord pas?!» («А что, он не кусается?»).

Романтической натуре Фильда была присуща академически уравновешенная, осмысленная фортепианная игра: сосредоточенность на исключительно виртуозном блеске была для него неприемлемой. Однажды его ученик Александр Дюбюк застал своего учителя за разучиванием пассажа, который у него получался (по мнению Дюбюка) безукоризненно. Фильд же повторял его раз 50. На замечание Дюбюка Фильд ответил, что ему необходима постепенность в crescendo и diminuendo. Филигранная отточенность каждого пассажа приводила всех в восхищение: слушатель чувствовал, что каждый звук слабее или сильнее предшествующего в точной математической пропорции.

Джон Фильд родился 26 июля 1782 года в Дублине. Отец мальчика, Роберт Фильд, был скрипачом в театре, а дед – церковным органистом. Выступления на публичных концертах, первые опыты композиторского творчества маленького Джона  проходили под руководством его первого учителя – неаполитанского музыканта, клавикордиста Томазо Джордани. После переезда семьи в Лондон в 1793 году педагогом юного музыканта становится знаменитый композитор и пианист Муцио Клементи. В то время сорокадвухлетний маэстро уже оставил концертную деятельность и возглавил фирму по производству и продаже роялей «Клементи и Коллард», а также нотное издательство. В  1799 Джон Фильд сыграл свой первый фортепианный концерт в лондонском Королевском театре Ковент-Гарден и завоевал себе славу многообещающего гения.

Вскоре М. Клементи задумывает большое коммерческое турне по Европе и приглашает с собой своего талантливого ученика. Обязанности рекламировать инструменты чередовались с сольными концертами Фильда, которые с триумфом проходили в Париже, Вене. Дела фирмы шли превосходно, но особенности характера Клементи не давали возможности его ученику почивать на лаврах. Так, известно, что благодаря своей расчетливости, учитель приучал Фильда к экономии денег. Однажды немецкий скрипач и композитор Шпор, придя в гостиницу к Клементи, увидел, как оба музыканта, засучив рукава, стояли у корыта и стирали белье. Часто Фильду выдавались скромные средства на еду, которых хватало лишь на посещение бакалейной лавки.

В Вене музыкантам пришлось задержаться для того, чтобы Фильд взял уроки контрапункта у Иоганна Альбрехтсбергера (учителя Бетховена). Однако, не выдержав скучное и сухое преподавание маститого педагога, Фильд завершил занятия через 4 месяца (это меньше, чем выдержал Бетховен, который занимался с Альбрехтсбергером полгода).

Осенью 1802 года путешественники прибыли в Санкт-Петербург. Завораживающее сочетание водных просторов с каменными громадами зданий произвело на них сильное впечатление, а Фильду еще и напомнило родной Дублин, стоящий на широком разливе Ирландского моря. Работа в депо, где были выставлены инструменты, сочеталась с концертами в богатых домах Петербурга: у Демидовых, Орловых; у Дмитрия Салтыкова, с гостеприимными приёмами и пышными застольями. Иногда в эти же дома Фильд с удовольствием заходил с черного хода. Будучи остроумным и общительным, он легко находил общий язык и с  прислугой, рад был посидеть с веселой компанией независимо от её статуса. Вскоре Фильд стал знаменит и уважаем, многие хотели слушать его великолепную игру.  Когда Клементи, распродав все инструменты, стал готовиться к отъезду, Фильд заявил, что остается в России.

Игра Фильда покоряла всех без исключения своим очаровательным звучанием. «Шёпот херувимов» (А. Контский), «он ласкал угрюмый инструмент и извлекал из него прелестное пение» (Ф. Гебгард), «казалось, что не он ударял по клавишам, а сами пальцы падали на них, подобно крупным каплям дождя и рассыпались жемчугом по бархату» (М. Глинка), – так характеризовали игру Фильда его современники.

Джон Фильд стал лучшим фортепианным педагогом своего времени: желающих заниматься у него было предостаточно. Он специально назначал неслыханные цены за свои занятия, но и это не сокращало их количество. Наоборот, чтобы урок состоялся, ученики даже самых высоких рангов предоставляли ему максимальную свободу. Так, например, приобретя хорошую квартиру на Васильевском острове, Фильд стал давать уроки, нежась в постели. Ученик в этом случае играл в соседней комнате, а педагог через стенку делал ему указания, различая даже ошибки в аппликатуре. Одна из его высокопоставленных учениц позволяла Фильду не утруждать себя соответствием этикету в одежде и рада была его появлению в домашнем облачении.

Москва стала для Фильда любимым городом, его последним пристанищем.  Выступая в зале Дворянского собрания, заводя новых друзей, в числе которых были приезжие иностранцы, Фильд ощущал себя в полной мере счастливым. Уже будучи тяжело больным, он предпринимает последнее гастрольное турне по Европе и, чувствуя приближающийся конец, с помощью друзей возвращается в Москву.

Учениками Фильда были многие выдающиеся музыканты XIX столетия. Среди них – А. Алябьев, А. Верстовский, М. Глинка, А. Грибоедов, А. Григорьев, И. Ласковский, К. Майер, В. Одоевский, М. Шимановская и другие. Некоторые его ученики впоследствии преподавали в Санкт-Петербургской и Московской консерваториях, что составило педагогическую преемственность отечественной пианистической школы в будущем.

Композиторское творчество Фильда сосредоточено на произведениях для фортепиано.  Его великолепные ноктюрны положили начало этому жанру в фортепианной музыке.

В Российском национальном музее музыки хранится письмо Джона Фильда на французском языке отцу своего ученика Гжегожу Конскому с просьбой оплатить занятия,  предоставленные его сыну Антону. Фильд пишет: «Господин, Вы мне должны за 14 уроков: это составляет 140 рублей <…> если бы Вы смогли дать мне эту сумму, Вы бы сделали меня бесконечно обязанным. Искренне ваш Д. Фильд». В фондах Музея музыки  бережно хранятся прижизненные издания его сочинений с автографами пианиста, а также стул, принадлежавший великому музыканту.

Список иллюстраций:

  1. Неизвестный автор. Дж. Фильд. Литография. Цвиккау, XIX в.
  2. Исаакиевский мост и новый Собор. Литограф П. Александров. Санкт-Петербург, 1826.
  3. Каменный театр в Петербурге. Литографы Г. Стадлер, Р. Портер. Англия, 1809.
  4. Вид Сухаревой башни в Москве. Литограф Ж.-Б. Арну. Художник В. Вивьев. 1832–1840.
  5. «Вид из Кремля на Москву». 1849.
  6. Дж. Фильд. Письмо к Г. Контскому. На французском языке. 3 июня 1830.
  7. Дж. Фильд. Небольшие пьесы для фортепиано. Автограф. Россия, 1820–1837.
  8. Стул деревянный. Принадлежал Джону Фильду. XIX в.