Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

Рояль Фирмы «Блютнер»

19.03.2021

Cегодня исполняется 35 лет со дня поступления в фонды Музея музыки рояля фирмы «Блютнер» (Blüthner) и 110 лет с даты изготовления этого инструмента. Поскольку в течение 1910–1920-х годов рояль находился в семье известного нотоиздателя Петра Ивановича Юргенсона, то в текущем году исполняются ещё две круглые даты — 160 лет издательству «П. Юргенсон», а также 185 лет со дня рождения основателя этого издательства Петра Юргенсона.

Рояль поступил в музей в 1986 году по завещанию скрипача и педагога Дмитрия Адольфовича Штрауса. Он завещал Музею музыки свою небольшую коллекцию раритетов. Вместе с роялем были переданы графическое изображение (литография) Моцарта, два необычных стула, один принадлежал великому Георгу Фридриху Генделю, другой — ирландскому композитору Джону Фильду, а также ряд фотографий, на которых изображены Ференц Лист, Александр Глазунов, скрипачи Йожеф Иóахим, Иван Гржимали, Юлий Конюс, пианисты Ферручио Бузóни, Иосиф Гóфман, Адольф Гензельт.

Поступление рояля в фонды Музея музыки сопровождали два рукописных свидетельства об исторической ценности рояля, написанные друзьями последнего владельца рояля — Дмитрия Штрауса — из личных бесед с ним. Таковы краткие исторические справки за подписью П.К. Чуприна и В.Ф. Гертовича (первая скрипка Камерного оркестра Рудольфа Баршая, концертмейстер Государственного оркестра кинематографии).

Как неоднократно рассказывал Дмитрий Штраус, рояль фирмы «Блютнер» (Blüthner), кроме своих звуковых качеств, имеет историческую ценность. В начале 1930-х годов рояль был приобретён отцом Дмитрия Штрауса — Адольфом Эдуардовичем Штраусом у родственников нотоиздателя Петра Юргенсона. Адольф Штраус всегда считал рояль ценной исторической реликвией.
До этого первые 20 лет рояль находился в здании нотопечатни крупнейшего в России издателя и мецената Петра Ивановича Юргенсона в Хохловском переулке. После смерти Петра Юргенсона, в 1903 году, в этом доме жили со своими семьями его сыновья: Борис и Григорий, продолжившие дело отца, а также дочь Александра. Данный рояль, вероятно, стоял в примыкающей палатной части к нотопечатне, где и жила вся семья, а в гостиной и столовой собирались все вместе, даже когда обзавелись собственными семьями.

Из личных бесед Чуприна со Штраусом (они познакомились в 1954 году) узнаём, что владелец нотного издательства Борис Петрович Юргенсон примерно в 1911 году приобрёл у фирмы Блютнера лично им выбранный новый экземпляр рояля высокого качества, который стоял в его гостиной. Композиторы, в том числе Александр Скрябин, Сергей Рахманинов, Николай Метнер, Сергей Танеев, обращаясь к Борису Юргенсону по поводу издания своих произведений, исполняли их на этом рояле.

Неслучайно в доме появился высококачественный инструмент, изготовленный в 1911 году в Лейпциге на фабрике «Блютнер» (Blüthner). В кругах музыкальной элиты считалось престижным иметь такой инструмент. Эта фирма была поставщиком двора королевы Виктории, российского императора Николая II, немецкого императора Вильгельма II, турецкого султана Абдул-Хамида II и короля Саксонии Георга.

Юлиус Блютнер основал фортепианную фабрику в 1853 году. Он был не только успешным фабрикантом, но и талантливым изобретателем. В 1873 году Блютнер изобрёл аликвотную систему с дополнительными резонансными струнами, которые служат для расширения тембровых возможностей инструмента, обогащая обертоновый спектр звучания.
Наличие аликвотных струн отличает музейный рояль от всех других фондовых фортепиано. Этот чёрный полированный рояль с общей длиной корпуса 190 сантиметров предназначен для небольшого зала, салона, выполнен в лаконичном стиле с преобладанием прямых линий.

Нотное издательство «П. Юргенсон» имело постоянные контакты с композиторами и преподавателями Московской консерватории. Поскольку сыновья продолжили и развили издательское дело отца, то как при жизни Петра Ивановича, так и в дальнейшем в доме нотных издателей часто бывали многие композиторы. Среди постоянных посетителей дома Юргенсонов были Владимир Ребиков и Александр Скрябин, которые дружили с Борисом Петровичем, а также Сергей Танеев, Николай Метнер и Сергей Рахманинов. Руки этих выдающихся музыкантов касались клавиш рояля «Блютнер» (Blüthner).

Традиции семьи продолжаются и сегодня: в гостиной проводятся камерные концерты стараниями правнучки Бориса Петровича Юргенсона — Анастасии Юргенсон.
Ныне рояль фирмы «Блютнер» (Blüthner) демонстрируется и звучит в экспозиции Музея «П.И. Чайковский и Москва».

Список литературы:

1. Зимин П.Н. Фортепиано в его прошлом и настоящем. Очерк истории струнных клавишных инструментов. М.: Музгиз, 1934. — 172 с.
2. Зимин П.Н. История фортепиано и его предшественников. М.: Музыка, 1968. — 217 с.
3. «Музыкальное издательство П. Юргенсона в Москве», 1861–1911, М., 1911; L., 50-летний юбилей фирмы П. Юргенсон, «РМГ», 1911, No 32–33.
4. Вольман Б.Л., «Русские нотные издания XIX – нач. XX вв.», Л., 1970, гл. 7 (Фирма П. Юргенсона).
5. Музыкальная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю.В. Келдыша. 1982. Том 6, с. 601–602.