Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Рояль Назария Райского. К 60-летию со дня поступления в музей музыки

08.05.2021

Сегодня исполняется 60 лет со дня поступления в коллекцию Российского национального музея музыки рояля, принадлежавшего профессору Московской консерватории Назарию Григорьевичу Райскому, известному русскому артисту оперы, вокальному педагогу, переводчику, доктору искусствоведения. В этом же году ещё две круглые даты: 110 лет самому роялю и 145 лет со дня рождения Назария Райского.

Назарий Григорьевич Райский (настоящая фамилия Капитонов) обладал голосом приятного тембра (лирико-драматический тенор). Его репертуар насчитывал более 40 оперных партии и около 1000 камерных произведений русских и зарубежных композиторов. Партнёрами Райского были известные певцы: Пётр Сергеевич Оленин, Вера Николаевна Петрова-Званцева.

Родился Назарий Григорьевич 26 октября (7 ноября по новому стилю) 1876 года в Польше (Люблин) в семье чиновника. Обучался в Варшавской консерватории по классу скрипки, затем в классе пения. Совершенствовал вокальное искусство в Италии. Пел во многих оперных театрах Российской империи: Нижнего Новгорода, Самары, Вильно, Владивостока, Хабаровска, Харбина, Тифлиса, Баку. Один из сезонов певец гастролировал в Италии. В 1904–1908 годах Назарий Григорьевич был солистом частного Оперного театра Сергея Ивановича Зимина. В первой половине 1910-х и в 1920-е годы много выступал как камерный певец в Москве и других городах, с успехом исполнял множество романсов.

В течение почти тридцати лет Райский вёл вокальные сольные и камерные классы в Московской консерватории; в 1929–1933 годах был профессором Тифлисской консерватории. За три десятилетия педагогической деятельности Назарий Григорьевич воспитал плеяду певцов и педагогов, среди которых  Вера Фирсова, Георгий Виноградов, Николай Кедров, Сергей Лемешев, Владимир Сливинский, Сергей Стрельцов, Гуго Тиц. Райский выступал с докладами о вокальном искусстве и методике пения на всесоюзных конференциях в Саратове, Свердловске.

В 1940-е годы Назарий Райский работал также в ряде других организаций: в кружках Московского автомобильного завода имени Лихачева, Военном институте иностранных языков, Военно-инженерной академии. Назарий Григорьевич успевал совмещать преподавательскую работу с административно-руководящей: в 1933–1934 годах он был директором Московской государственной филармонии, с 1942 года — музыкальным руководителем Латвийского государственного ансамбля.

Кроме того, Назарий Григорьевич — автор многих трудов по вопросам вокального искусства, составитель и редактор сборников вокальных сочинений. Он перевёл на русский язык тексты множества романсов и песен, в том числе «К музыке» Франца Шуберта, «Счастье» Роберта Шумана, «Вдали от Родины» Эдварда Грига.

Ведя обширную артистическую и педагогическую деятельность, Назарий Райский был тесно связан со многими замечательными представителями русского, зарубежного и советского музыкального искусства.

Он умер 6 октября 1958 года в Москве; похоронен на Новодевичьем кладбище. Спустя два года скончалась его жена — Любовь Ивановна Райская. Наследников у них не было. Осталось богатое собрание музыкально-исторических ценностей — свыше 700 предметов — библиотека, нотные рукописи и печатные издания, афиши, программы, письма, фотографии, личные вещи, а также мемориальные вещи Николая Рубинштейна и Сергея Танеева.

Музыкальная общественность Москвы, друзья и ученики Назария Райского направили в Совет министров СССР письмо от 26 марта 1960 года с ходатайством о передаче его наследия в Музей музыкальной культуры имени М.И. Глинки (ныне — Российский национальный музей музыки). Письмо подписали ведущие советские композиторы и музыканты-исполнители: Александр Гольденвейзер, Дмитрий Шостакович, Анатолий Александров, Сергей Баласанян, Юрий Шапорин, Карэн Хачатурян, Давид Ойстрах, Сергей Лемешев, Зара Долуханова, Галина Вишневская, Мстислав Ростропович, Александр Свешников, Яков Зак, Николай Пейко, Ксения Эрдели и другие. Благодаря этому обращению музыкально-исторические ценности, собранные Назарием Райским, поступили в фонды Музея музыки, обогатив и расширив материалы по истории Московской консерватории.

Центральное место в наследии Назария Григорьевича занимает чёрный салонный рояль длиной 220 сантиметров. Инструмент был изготовлен в Нью-Йорке в 1911 году всемирно известной фирмой Steinway & Sons. Клавиш этого рояля могли касаться руки не только Назария Райского, но и музыкантов, которые общались с профессором и аккомпанировали певцу во время домашних репетиций. Например, Назарий Райский был близким другом Сергея Танеева и исполнителем его вокальных сочинений, а также активным пропагандистом музыки Николая Метнера.

В Музее музыки рояль, принадлежавший профессору Назарию Райскому, обрёл новую жизнь. В 1980-е годы он находился на сцене Органного (ныне — Прокофьевского) зала на улице Фадеева и выполнял роль основного концертного инструмента в музее. В настоящее время личный рояль Назария Григорьевича экспонируется и звучит в Музее C.C. Прокофьева в Камергерском переулке.