7 января исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Александровича Власова (1903–1986), композитора, скрипача, педагога, одного из основателей киргизской профессиональной музыкальной культуры.
«Мне кажется, – говорил Власов, – что музыкантом, композитором меня сделали не только (а скорее всего – не столько) школа, консерватория, сколько моё «пребывание» в мире музыки с самых ранних лет… И, наконец, композитором меня сделало народное музыкальное творчество, которое я полюбил, изучал. Оно будило в моей душе художника, воспитало чувство прекрасного».
Самыми яркими детскими и юношескими впечатлениями Власова были оперные спектакли Большого театра с участием Шаляпина, Неждановой и Собинова, концерты И. Гофмана, Рахманинова и Скрябина. Власов начинал карьеру музыканта как скрипач; также он любил и хорошо знал театр. Играл в оркестре театра Незлобина, заведовал музыкальной частью театра «Семперанто» и Второго МХАТа (там близко общался с Михаилом Чеховым), сотрудничал с театром имени Ермоловой. На заре музыкального радиовещания Власов работал редактором, и по его инициативе Всеволод Мейерхольд ставил «Каменного гостя» Пушкина на радио.
В 1936 году Власов по приглашению правительства Киргизии поехал в республику, чтобы подготовить Декаду киргизского искусства в Москве. Для оценки масштаба проделанной им работы достаточно упомянуть, что до того киргизского танца не существовало, а хор как явление не был присущ киргизской народной музыке. Власов верхом объезжал аилы, слушал народных певцов и сказителей, записывал песни и мелодии акынов, сказания манасчей. Вскоре музыкант основал Музыкально-драматический театр во Фрунзе, проработав художественным руководителем труппы до 1942 года.
Как композитор Владимир Власов известен своими многочисленными операми, большинство из которых были написаны в сотрудничестве с Владимиром Фере и Абдыласом Малдыбаевым. К 1939 году тандем Власов-Фере-Малдыбаев написал первую киргизскую оперу «Айчурек» («Лунная красавица») и Государственный гимн Киргизской республики. Украшением довоенных выступлений посланцев Киргизии в Москве стали народные музыкальные драмы «Алтын кыз» («Золотая девушка») и «Аджал ордуна» («Не смерть, а жизнь»).
Власов и Фере создали первый киргизский национальный балет «Анар», в котором широко были использованы народные песни, танцы, игры. По оценке музыковедов, произведения талантливого содружества стали фундаментом репертуара Киргизского национального музыкального театра. Во время Великой отечественной войны композиторы издавали патриотические песни, широко распространяемые на фронтах. В 1942 году Киргизская фронтовая бригада под руководством Власова выступала на Брянском, Западном и Калининском фронтах.
В 1943 Власов был отозван в Москву и занял пост директора Московской филармонии. Была развернута работа по обслуживанию Армии и Флота, пропагандировались произведения русской классики и советских композиторов. Уже в 1944 году Дмитрий Шостакович писал в газете «Правда»: «Концертный сезон в Москве характеризовался большой интенсивностью. Никогда до сих пор не исполнялось такого количества новых произведений, никогда в такой степени не ощущалась тесная связь музыкального творчества и исполнения…»
Счастливая композиторская муза свела Власова с Чингизом Айтматовым: по повестям писателя были созданы балет «Асель» и музыкально-драматическое повествование для симфонического оркестра, чтеца, хора и солистов «Прощай, Гульсары!» – наиболее значительное, по мнению музыковедов, произведение композитора.
Темперамент, широкий круг интересов, организованность и редкая работоспособность определили разнообразие творческих проявлений Власова: педагогика, общественная работа в Союзе композиторов, музыкальная критика, мемуаристика. Много лет он был членом в жюри Международного конкурса имени П.И. Чайковского (по специальности «виолончель»). Труд композитора отмечался почётными званиями и правительственными наградами РСФСР и Киргизской ССР.
Подписи к иллюстрациям
1- Владимир Александрович Власов. Фотопортрет с дарственной надписью Ирме Петровне Яунзем. 1959
2- В.А. Власов, В.Г. Фере. Алтын Кыз: Отрывки из киргизской музыкальной драмы (арии, ансамбли и хоры) / Стихи Д. Бокомбаева; русский текст В. Винникова. Клавир. Москва: Музгиз, 1938
3- В.А. Власов, В.Г. Фере. 12 киргизских песен: Для голоса (хора) с фортепиано / Русский переревод В. Винникова. Москва-Ленинград: Музгиз, 1939. Нотное издание
4- Либретто оперы «Айчурек» («Лунная красавица»). Опера в 6-ти картинах В. А. Власова и В. Г. Фере; либретто по мотивам народного эпоса «Манас» Джоомарта Боконбаева, Кубанычбека Маликова и Юсупа Турусбекова. Москва, 1939
5- Программа концерта. Киргизский государственный музыкально-драматический театр. «Аджал-ордуна» («Не смерть, а жизнь»). Народная музыкальная драма. Музыка А. Малдыбаева, В. Власова, В. Фере. Текст Ю. Турусбекова. Постановка А. Куттубаева. Главный режиссер В.Я. Васильев. Фрунзе, [1939]
6- Программа концерта в Кремле. Декада киргизского искусства в Москве. В программе: народные киргизские песни, В. Власов и В. Фере, П. Шубин, В. Пушков, Ф. Шопен, Н. Паганини и др. Москва, 5 июня 1939
7- Владимир Александрович Власов. Фотопортрет с орденом Трудового Красного Знамени. Награждён 7 июня 1939
8- Фотография. В.А. Власов с группой военных на танке. Брянский фронт. С надписью-автографом В.А. Власова на обороте: «На фронте. В этом танке я проехал несколько километров. Было очень страшно!». 1942
9- В.А. Власов, В.Г. Фере. «Всё для фронта, всё для побед!» Для голоса с фортепиано. Слова В. Винникова. Музыкальная рукопись. Партитура с редакторской правкой, подготовленная к изданию в Музгизе. 1941
10- В.А. Власов, В.Г. Фере. «Всё для фронта, всё для побед!» Для голоса с фортепиано. Слова В. Винникова. Нотное издание. Москва: Музгиз, 1942
11- В.А. Власов, В.Г. Фере. «Боевой приказ». Для голоса с фортепиано. Слова В. Винникова. Нотное издание . Москва: Музгиз, 1941
12- Фотография. В кабинете директора Московской филармонии: Е. Сущенко, К. Иванов, С. Прокофьев, В. Власов сидит за столом. [1943-1949]
13- В.А. Власов, А.М. Малдыбаев и В.Г. Фере - композиторы, совместно работающие над операми. Фотография. Фотограф - С. Мельник. 1957
14- Эскиз костюма Каныкей для оперы «Манас» на музыку Молдыбаева, Фере и Власова Киргизского музыкально-драматического театра. Художник – Я. Штоффер. Акварель. 1946
15- Исполнители ролей в опере «Алтын Кыз» поздравляют композитора В.А. Власова с 70-летним юбилеем. Фотография. [1973]
16- В. А. Власов среди членов жюри Международного конкурса имени П. И. Чайковского для виолончелистов. Фотография. [1974]
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).