Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

С Днем России!

12.06.2022

В торжественный государственный праздник 12 июня – День России – вспоминаются прекрасные музыкальные произведения русских композиторов, в разные эпохи щедро воспевавших свою любовь к Родине.

Особенно проникновенно это сокровенное чувство передает жанр песни. «С чего начинается Родина?» – этот вопрос, в музыкальном исполнении незабываемого Марка Бернеса, отзывается в сердце каждого из нас: задумчивая мелодия известной советской песни Вениамина Баснера на слова Михаила Матусовского из художественного фильма Владимира Басова «Щит и меч» повествует о чувствах, лежащих в основе человеческой личности, с детства формирующих наше самосознание.

Масштабно и монументально любовь к Родине выражается и в других музыкальных жанрах – гимнах, кантатах, ораториях, операх. Российский национальный музей музыки бережно хранит эскизы декораций и костюмов к великим русским историко-патриотическим операм «Иван Сусанин» М. Глинки, «Князь Игорь» А. Бородина, «Борис Годунов» и «Хованщина» М. Мусоргского, «Псковитянка» Н. Римского-Корсакова, «Война и мир» С. Прокофьева и многим другим. Сегодня Музей музыки делится с вами изображениями некоторых из этих уникальных экспонатов.

Вглядимся в портрет исторической личности, народного героя Ивана Сусанина, воспетого в одноименной опере М. Глинки. На портрете кисти В. Авласа в роли Ивана Сусанина изображен легендарный русский оперный певец, бас Осип Афанасьевич Петров. Портрет передает не только внешний облик оперного персонажа, но и характер исторического героя – степенный, мудрый седобородый старец смотрит строго, просто и спокойно. Взлет интереса к подвигу костромского крестьянина в первой половине XIX века был неслучаен – Отечественная война 1812 года усилила интерес русского народа к родной истории. В литературе приобрели популярность сюжеты на русские исторические темы. Премьера оперы М. Глинки в 1836 году стала настоящим звездным часом для О. Петрова.
Эскиз декорации Ф. Федоровского к опере Модеста Петровича Мусоргского «Хованщина» погружает зрителей в мир исторических событий более ранней эпохи – периода между 1682 и 1689 годами. В опере описываются драматические события эпохи, сложные отношения и борьба старообрядцев-раскольников, удалых разгульных стрельцов, петровских «потешных» войск. В либретто оперы композитор объединил события трех стрелецких бунтов. В процессе создания опера разрасталась, включала новые сцены; в итоге она состоит из пяти действий и является одной из самых масштабных русских опер.

Прекрасные декорации к разным постановкам оперы создали А. Васнецов, К. Коровин. В советские годы в ряду ярких декоративно-сценических решений оперы важное место занимали декорации художника Ф. Федоровского.

Ф. Федоровский был художником спектаклей многих русских опер, автором проекта реставрации Рубиновых звезд на башнях Московского Кремля, художником «золотого» занавеса Большого театра, оформителем государственных парадов и съездов, создателем макетов памятных значков и марок.

Эскиз декорации Федоровского к постановке «Хованщины» в Государственном академическом Большом театре в 1950 году выражает драматизм и мятежный характер эпохи второй половины XVII века. Цветовой колорит подчеркивает контраст красного, черного и белого цветов. В центре Красной площади выделен образ старца Досифея. Вокруг него – группы народа, создающие ощущения не цельности и единства, но разрозненности и противостояния. Купола церкви и глубокое облачное небо придают декорации возвышенный величественный характер.

Прекрасными образцами театрально-декорационного искусства, воспевающего Родину, также являются декорации художника Вадима Федоровича Рындина к опере Сергея Прокофьева «Война и мир».

С. Прокофьев сочинял эту масштабную оперу дольше, чем любое его другое произведение – он работал над ней в Москве на протяжении 11 лет, с 1941 по 1952 год. При создании произведения композитор ставил перед собой особую задачу как можно более точного приближения художественного мира оперы к первоисточнику (роману Л. Толстого). Опера многократно переделывалась, и редактировалась композитором, но ее премьеру в окончательном варианте Прокофьеву увидеть не удалось. Премьерное исполнение оперы состоялась в 1955 году (уже после смерти композитора) в Малом Ленинградском государственном оперном театре, а в 1959 году – на сцене Государственного академического Большого театра. Художником-декоратором постановки был В. Рындин.
Декорация, являющаяся неотъемлемой частью музыки Прокофьева, искусно передает величавость, мощь, атмосферу света, радости и торжественности. На ней изображены белоснежные колонны, освещенные солнцем, толпа людей в светлых ярких одеждах, ясное голубое небо.

Любовь к Родине вдохновляли и Петра Ильича Чайковского на протяжении всей его творческой жизни. В завершении статьи приведем несколько высказываний, принадлежащих великому русскому композитору:

«Я русский в полнейшем смысле этого слова»

«Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку-Русь»

«Не могу изобразить, до чего обаятельны для меня русская деревня, русский пейзаж и эта тишина, в коей я больше всего нуждаюсь»

«Что касается русского элемента в моей музыке, то это происходит вследствие того, что я вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки, что я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях»

Пусть приведенные цитаты и иллюстрации дополнят неповторимую атмосферу сегодняшнего праздника. Музей музыки поздравляет всех россиян с Днем России!

 

Иллюстрации:

Авлас Владимир Дмитриевич. О.А. Петров в роли Сусанина в опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». Россия, конец XIX-начало XX вв.
Федоровский Федор Федорович. Эскизы костюмов к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». ГАТОБ им. С.М. Кирова, 1939.
Федоровский Федор Федорович. Эскиз декорации к опере М.И. Глинки «Иван Сусанин». Апофеоз. ГАТОБ им. С.М. Кирова.
Автограф торжественного хора из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Факсимиле. Литография.
Цветные иллюстрации к детской постановке оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин». Неизвестный автор. Тиражированная графика.
Бобышев Михаил Петрович. Декорации к опере А.П. Бородина «Князь Игорь». Минский оперный театр, 1934.
Федоровский Фёдор Фёдорович. Эскиз декорации к опере М.П. Мусоргского «Хованщина». ГАБТ, 1950.
Рындин Вадим Федорович. Эскиз декорации к опере С.С. Прокофьева «Война и мир». ГАБТ, 1959.