Сегодня день рождения Сергея Прокофьева. «Что это за шум раздался в соседней комнате? Это мне стукнуло тридцать три года» — записал он в дневнике 23 апреля 1924 года. Сегодня великому композитору «стукнуло» 130 лет.
Прокофьев отметил 61 день рождения, но не каждый он праздновал. «День рождения и именины я не люблю праздновать, не праздную и сегодня» — рассказывал он дневнику в 1914 году. Композитор был необыкновенно трудолюбивым человеком. Он окончил Петербургскую консерваторию по трём специальностям: композиции, фортепиано и дирижированию. Все три профессии требовали от него внимания и упорной работы, поэтому у музыканта не было выходных и праздничных дней. Сергей Прокофьев работал и 23 апреля, и 31 декабря, и 1 января. Своё двадцатидвухлетие он провёл за рабочим столом, оркеструя Второй фортепианный концерт. В день двадцатитрёхлетия Сергей Сергеевич готовился к ответственному фортепианному конкурсу, который он в итоге выиграл. В 1924 году он еле вспомнил о том, что у него был день рождения. 23 апреля 1929 года он встал в семь утра, чтобы отправиться в Брюссель на репетицию оперы «Игрок». Вероятно, Прокофьев не праздновал бы и своё 130-летие.
Его все любили. На день рождения ему пекли сладкие пироги, дарили цветы, рубашки, галстуки и другие красивые вещи. Первый подарок, который он помнит — это флаги разных стран, сшитые матерью. В детстве Серёжа обожал рассматривать разноцветные флаги в энциклопедическом словаре. Русский, французский и итальянский флаги выполнялись достаточно просто, но самым сложным был красочный флаг Соединённых Штатов Америки со звёздами. Мать с тётей старательно шили его на швейной машинке, выгоняя Серёжу из комнаты под разными предлогами, и к восьмому дню рождения мальчика флаг был готов. Правда, иностранный флаг прожил недолго: вечером того же дня его украли с забора деревенские мальчишки. Сергей Прокофьев эмигрировал в Америку в 1918 году.
На тринадцатилетие родители подарили мальчику не новую игрушку, а серьёзное собрание сочинений Эдварда Грига. Серёжа сам играл все шесть томов фортепианных сочинений норвежского композитора. Больше всего ему нравилась Соната Грига. Впрочем, игрушки ему тоже дарили — на Рождество. Однажды шестнадцатилетний композитор увидел у знакомых лохматого игрушечного медведя, от которого он пришёл в восторг. На Рождество 1907 года родные сделали ему сюрприз: «Вдруг сегодня на огромном подносе мама, папа, тётя Таня торжественно и со смехом подносят большого мохнатого медведя! Очаровательный зверь; кто ни приходил — всем ужасно нравится. <…> Одним словом, медведь имел успех и сейчас сидит у меня на столе и плутовато посматривает по сторонам».
Взрослому Прокофьеву арфистка Элеонора Дамская подарила золотое самопишущее перо, а супруги Святослав Рихтер и Нина Дорлиак — элегантный бумажник. Жена Мира Мендельсон-Прокофьева дарила ему собственные стихи, собрание сочинений Антона Чехова и шёлковую пижаму солнечного цвета. Композитор любил тёплые пижамы. Себе он выбрал пижаму с нестандартным, нузором — синюю, фланелевую, с белыми и красными цветочками. Николай Мясковский, извиняясь, подарил ему стильную коричневую рубашку: «Извините за посылку; б. м., она Вам будет не по вкусу, но мне почему-то приглянулась». Один из самых оригинальных подарков подарил ему поэт Борис Верин по прозвищу Принц. «Entrée Принца в гостиную было фешенебельно, ибо в руке он еле тащил огромную корзину, сгибаясь от её тяжести. Это был подарок. Поставили посреди гостиной и развернули. Целое стадо бронзовых козлов, а всё вместе — письменный прибор весьма оригинального вида и художественной работы», — рассказывал Сергей Прокофьев.
Ему дарили музыку. На сорокалетие композитор Николай Набоков написал для него марш «Сорок тактов сорок лет». К слову, марш Прокофьева из оперы «Любовь к трём апельсинам» длится 44 такта. Сегодня поздравительный марш в честь Прокофьева длился бы 130 тактов.
Юбилеи Сергея Прокофьева отмечались в масштабе всей страны. В 1946 году Союз композиторов устроил торжественное собрание в его честь. За три дня до Прокофьева отмечал свой день рождения его лучший друг, композитор Николай Мясковский, который был на десять лет старше Сергея Прокофьева, поэтому юбилей получился сдвоенным: 65-летие Мясковского и 55-летие Прокофьева. Мясковского и Прокофьева поздравляли композиторы Рейнгольд Глиэр, Юрий Шапорин, Дмитрий Кабалевский, Виктор Белый и Вано Мурадели.
В 1951 году Сергею Прокофьеву исполнилось шестьдесят лет. За два дня до его юбилея Союз композиторов организовал концерт, на котором впервые была исполнена Девятая соната. Прокофьев был серьёзно болен и не смог приехать, но ему позвонили по телефону, и сквозь телефонные провода он услышал игру Святослава Рихтера.
В детстве у Сергея Прокофьева была традиция писать новые пьесы ко дням рождения родителей. С тех пор каждое новое сочинение выдающегося композитора было подарком. Он и сам был как подарок — солнечный, улыбающийся человек в элегантной шляпе и галстуке-бабочке.
Литература:
Мендельсон-Прокофьева М. А. О Сергее Сергеевиче Прокофьеве. Воспоминания. Дневники. 1938-1967. М.: Композитор, 2012. 632 е.
Прокофьев о Прокофьеве: Статьи, интервью / Ред.-сост. В. П. Варунц. М.: Советский композитор, 1991. 285 с.
Прокофьев С. С. Автобиография. М.: Советский композитор, 1982. 600 с.
Прокофьев С. С. Дневник: в 3 т. Париж: sprkfv, 2002.
Алиса Насибулина, научный сотрудник Российского национального музея музыки
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).