Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Самая плохая опера

30.10.2022

30 октября 2022 года исполняется 155 лет со дня премьеры оперы Владимира Никитича Кашперова «Гроза», состоявшейся одновременно на обеих главных оперных сценах России — Большого и Мариинского театров.

 

Афиша первого представления оперы В. Н. Кашперова «Гроза» в Большом театре
Москва, 30 октября 1867

 

Афиша первого представления оперы В. Н. Кашперова «Гроза» в Мариинском театре
Санкт-Петербург, 30 октября 1867

 

Вряд ли можно ожидать, что в наши дни эта дата будет если не праздноваться, то хотя бы отмечаться, поскольку опера Кашперова уже давно принадлежит огромному «незвучащему» наследию русской музыки и совершенно неизвестна современному слушателю. Более того, в силу исторических обстоятельств, репутация этого сочинения оказалась бесповоротно испорчена, и его роль в отечественной музыкальной культуре сегодня воспринимается как сугубо негативная. Именно из-за того, что оперу «Гроза» написал Кашперов, свою оперу на тот же сюжет не написал Чайковский.

 

Н. Н. Ге
Портрет В. Н. Кашперова
Холст, масло
1863

 

Литературной основой сочинения стала одноимённая драма Александра Николаевича Островского, созданная и поставленная на сценах Малого театра в Москве и Александринского театра в Санкт-Петербурге в 1859 году. Среди зрителей петербургского спектакля был и юный Пётр Ильич Чайковский, недавно окончивший Императорское училище правоведения и служивший тогда в Министерстве юстиции. Увиденное потрясло будущего композитора! Как вспоминал брат Чайковского Модест, «чуть ли не с тех пор, как он посвятил себя музыке, его мечтой было написать оперу на сюжет его самой любимой русской драмы — “Грозы” Островского». Своего рода этапом к осуществлению этого замысла стало создание масштабной оркестровой увертюры «Гроза» летом 1864 года. Непосредственным поводом для этой работы явилось задание профессора Петербургской консерватории Антона Григорьевича Рубинштейна, но сюжет «Грозы» Островского как программу своего сочинения Чайковский выбрал сам.

 

П. И. Чайковский
Москва, январь 1866

 

Переехав в Москву в начале 1866 года, композитор обратился к драматургу с просьбой составить либретто по драме «Гроза». Каково же было разочарование Чайковского, когда он узнал, что оперу на этот сюжет уже пишет Владимир Кашперов, а Островский составил для неё либретто! Композитору пришлось смириться с мыслью, что оперу по «Грозе» ему теперь уже не написать никогда! Однако московскую премьеру этого сочинения он пропустить не мог. Вердикт Чайковского после спектакля был однозначным: «Вчера у нас шла в первый раз опера Кашперова, — писал он брату Анатолию. — Думаю, что с тех пор, как пишутся оперы, такой мерзости ещё не бывало». Точку зрения Чайковского, очевидно, в полной мере разделили и слушатели, у которых это сочинение успехом не пользовалось. Довольно скоро «Гроза» Кашперова сошла со сцены.

Мог ли Чайковский принять хоть какое-то участие в поддержке или продвижении оперы своего конкурента, ставшей для него символом бедности воображения и наивности композиционных приёмов? Казалось бы, ответ на этот вопрос должен быть, безусловно, отрицательным. Однако открытие, сделанное в 2012 году на основании изучения фондовых материалов Музея музыки, позволяет ответить на этот вопрос иначе.

С 1941 года в фондах Музея музыки хранится фрагмент рукописи Чайковского, представляющий запись для фортепиано в две руки. Содержание документа не поддавалось идентификации. Текст, очевидно, представлял собой продолжение некоего неизвестного начала. Авторское заглавие и указания на название сочинения отсутствовали. По некоторым деталям нотного текста сотрудник Музея музыки Александр Комаров установил, что запись представляет не фортепианное произведение самого Чайковского, а оркестровое сочинение другого композитора, которое Пётр Ильич переложил для фортепиано в две руки. Несколько клочковатый характер композиции навёл на мысль, что это либо попурри, либо интродукция к неизвестной опере. Дальнейшие поиски не составили особого труда, так как в рукописи было указание на издание этого сочинения московской нотопечатной фирмой П. И. Юргенсона, а особенности почерка Чайковского позволяли определённо датировать рукопись 1860-ми годами. Обращение к переложению кашперовской «Грозы», изданному в 1867 году, поставило исследователя перед фактом, что в рукописи Чайковского представлено переложение Интродукции к этой опере!

 


В. Н. Кашперов
Интродукция к опере «Гроза» в переложении П. И. Чайковского для фортепиано в две руки
Москва, 1867

 

В. Н. Кашперов
Опера «Гроза» (фрагмент Интродукции). Экземпляр печатного издания
Москва: П. Юргенсон, [1880-е]

 

Между тем, в издании клавира «Грозы» авторство переложения и Интродукции, и всех четырёх действий оперы закреплено за известным московским композитором и фортепианным педагогом Александром Ивановичем Дюбюком…

Клавир «Грозы» готовился к премьере и увидел свет в октябре 1867 года. Дюбюк, в самом деле, сделал переложение всех действий оперы (рукопись его работы хранится в фондах Музея музыки), однако, по-видимому, не успевая переложить Интродукцию, попросил о помощи своего доброго знакомого и коллегу по Московской консерватории Чайковского. Об условиях их соглашения остаётся лишь гадать, но об одном можно судить с уверенностью — Чайковский просил скрыть в издании своё авторство (что и было сделано). Очевидно, композитор не хотел, чтобы его имя связывалось с сочинением, которое он считал «такой мерзостью»! Рукопись же переложения Чайковского, сохранившаяся в архиве юргенсоновского издательства, а ныне находящаяся в фондах Музея музыки, пролила свет на этот сознательно замолчанный факт.

Не вступая в спор с Чайковским относительно качества музыки Кашперова, выразим сожаление, что не можем составить полноценное собственное суждение об этом сочинении. Возможно, оно и не принадлежит к выдающимся образцам отечественного оперного искусства, но вряд ли вовсе не заслуживает внимания музыкантов-исполнителей. Выразим надежду, что когда-нибудь эту оперу можно будет услышать.