Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Счастливая звезда Эдуарда Артемьева

30.11.2022
Счастливая звезда Эдуарда Артемьева

«Я…верю в Господа и в счастливый случай…»

 

Вся жизнь нашего современника, композитора Эдуарда Николаевича Артемьева, живого классика отечественной киномузыки, – это счастливый случай, который ведёт его по пути творчества. Эдуард Артемьев – автор множества произведений в самых разных стилях и жанрах, один из первопроходцев электронной музыки в России.

Сочинения Артемьева звучат во многих странах мира: России, Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.

 Эдуард Артемьев родился в 1937 году в Новосибирске. Учился в Московском хоровом училище имени А.В. Свешникова, в 1960 окончил Московскую консерваторию по классу композиции у Юрия Шапорина и Николая Сидельникова. Академическое образование открывало перед музыкантом широкий творческий путь в традиционной музыке. Однако в жизни Артемьева произошло несколько значимых встреч, которые в корне изменили его жизнь.

Неизвестно, как бы сложилась музыкальная судьба Артемьева, если бы в 1960 году он не познакомился с инженером Евгением Мурзиным и не начал работать в экспериментальной студии электронной музыки по изучению звука. В те годы в СССР опыты со звуком стали началом эпохи электронной музыки. Так, Эдуард Артемьев оказался у её истоков, став одним из первооткрывателей нового звукового мира.

Увлечение электронной музыкой в его ранних композициях («В космосе», «Звёздный ноктюрн» и др.), написанных в результате изучения электронно-оптического прибора – синтезатора АНС, демонстрировало возможности этого инструмента. Одним из значимых сочинений Артемьева стала пьеса «Мозаика» (1967), в которой композитор пришёл к новому типу композиторской техники – электронно-сонорной.

Музыкант Артемьев – тонкая, поэтичная натура. Он слышит музыку в любом окружающем его пространстве. «Весь звучащий мир является моим инструментом…», – поясняет композитор.

Сочинения Артемьева, написанные в 1960–70 годы, отражали эстетику авангарда; в 1970-80-е композитор возвращается к традиционным жанрам академической музыки, которые в его видении получают новое отображение.

Появляются симфонические, оперные и хоровые произведения, инструментальные концерты, вокальные циклы, музыка к документальным и мультипликационным фильмам, к театральным спектаклям.

И всё же наибольшую популярность музыка Эдуарда Артемьева получила благодаря кино – жанру, который «лежит на поверхности», будучи доступным миллионам зрителей и слушателей. Тонкую поэтичность его музыки, её пронзительный лиризм, воздушность и эмоциональность невозможно спутать ни с чем.

Кино – продукт со-творчества режиссёра, оператора и композитора. Творчество Артемьева – не исключение. Музыка в кинофильме составляет второй уровень восприятия (после визуального), направляющий зрителя, создающий определённую эмоциональную атмосферу. Этот уровень также важен, как и первый. Композитор должен «вжиться» в сюжет, поскольку его музыка воссоздает и подчёркивает не только внешний абрис происходящего на экране, но и эмоциональный подтекст.

Видимо, то, что гении находят друг друга, предопределено свыше, и в этом есть мистический момент притяжения и взаимопонимание талантов. Встреча с выдающимися российскими кинорежиссёрами – Никитой Михалковым, а позднее – Андреем Тарковским, Андроном Кончаловским, Вадимом Абдрашитовым, Самсоном Самсоновым, Кареном Шахназаровым, позволила Эдуарду Артемьеву проявить свой талант кино-композитора, стать соучастником создания уникальных шедевров отечественного кино.

Началом карьеры Эдуарда Артемьева как кино-композитора послужило знакомство с кинорежиссёром Никитой Михалковым: с той эпохальной встречи началась работа композитора в его «втором творческом измерении». Киномузыка стала параллельной линией его творчества. Во всех кинокартинах Михалкова (за исключением «Очи черные») звучит музыка Артемьева. Можно сказать, что Эдуард Артемьев стал частью кино-жизни режиссёра Михалкова.

В 1972 году произошло знакомство композитора с Андреем Тарковским. Написанный Артемьевым саундтрэк «космической музыки» определил музыкальную основу фильма «Солярис» (1972). Уже к середине 1970-х композитор стал признанным мастером, автором музыки к шедеврам мирового кино «Зеркало» (1975), «Сталкер» (1979).

Первая совместная работа Эдуарда Артемьева с режиссёром Андроном Кончаловским состоялась в 1979 году. Это была музыка к фильму «Сибириада». С 1988 года, в течение восьми лет, композитор вместе в Кончаловским работал в США. «Фабрика звёзд» принесла ему успех и творческое удовлетворение от работы над музыкой к девяти кинокартинам. Тем не менее, в 1995 году Эдуард Артемьев возвратился в Россию, писать музыку к фильму Михалкова «Утомлённые солнцем».

Самыми яркими композиторскими киноработами Артемьева можно назвать музыку к фильмам «Солярис» (1972), «Чисто английское убийство» (1974), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Зеркало» (1975), «Раба любви» (1976), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1977), «Территория» (1978), «Сталкер» (1979), «Охота на лис» (1980), «Родня» (1981), «Утомлённые солнцем» (1994), «Сибирский цирюльник» (1998).

Композитор Артемьев имеет свой стиль, свой узнаваемый язык. Музыка «космическая» (академическая) и музыка «земная» (киномузыка) существуют в творческом создании композитора параллельно. Лишь однажды «космическая музыка» проявилась в кино (в «Солярисе» Тарковского). В остальных фильмах звучит музыка «земная». Обе они – суть композитор Эдуард Артемьев.

Время идёт… И вот уже «АНС» закончил свой век и стоит «на вечной стоянке» в Российском национальном музее музыки, удивляя посетителей своим необычным видом и интересными звуковыми красками. Более чем за 60 прошедших лет электронная музыка прочно вошла в современную звуковую орбиту, став её полноценным участником, заняв своё место в структуре музыкальных жанров.

Сегодня мы, многочисленные почитатели таланта Эдуарда Артемьева, поздравляем этого скромного человека и тонкого, удивительного музыканта с 85-летием и желаем ему ещё многих новых творческих свершений!