Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Символ русского классицизма

28.10.2021

К 270-летию со дня рождения Д.С. Бортнянского

 

Сегодня, 28 октября 2021 года, исполняется 270 лет со дня рождения Дмитрия Степановича Бортнянского (1751–1825). Его можно назвать ключевой фигурой для русской музыкальной культуры второй половины XVIII — первой четверти XIX века. Самый известный и талантливый ученик знаменитого итальянского композитора Бальдассаре Галуппи, автор многочисленных сочинений практически во всех музыкальных жанрах своего времени, яркий представитель классицизма в музыке, капельмейстер при русском императорском дворе, многолетний директор Придворной певческой капеллы, занимавший этот пост без малого тридцать лет (1796–1825),— Бортнянский стал символом эпохи, запечатлевшим её дух, настроения и обычаи.

 

В. А. Бобров

Портрет Д. С. Бортнянского

Гравюра

Санкт-Петербург, 1885 год

 

В истории музыки Бортнянский остался, прежде всего, как автор большого числа духовно-музыкальных сочинений, хотя его перу принадлежат и оперы, и произведения для инструментальных ансамблей и отдельных инструментов, и песни. Лицом музыки Бортнянского являются сочинения в жанре духовного концерта для хора без сопровождения на богослужебные тексты и избранные стихи из псалмов. Популярные при его жизни, позднее, на протяжении XIX столетия, а также части XX века, из-за резкой смены стиля,они стали основным поводом для критики в адрес композитора. Даже такие тонкие музыканты как М.И. Глинка и П.И. Чайковский резко критически высказывались о концертах Бортнянского, отмечая слащавость, неуместную пышность и театральную эффектность, однообразие выразительных приёмов.

 

Д. С. Бортнянский

Собрание духовно-музыкальных сочинений

Экземпляр литографированного издания

Санкт-Петербург: литография Гаазе, 1843 год

 

В 1881 году, по заказу своего постоянного издателя П. И. Юргенсона, Чайковский подготовил Полное собрание духовно-музыкальных сочинений Бортнянского в собственной редакции, наряду с прочими произведениями, включавшее и 35 однохорных духовных концертов. Сохраняя в целом негативный настрой по отношению к сочинениям Бортнянского, Чайковский всё же отметил достоинства одного из них, а именно концерта «Скажи ми, Господи, кончину мою». В примечании к нотному тексту он сообщил: «Концерт этот я считаю лучшим из всех тридцати пяти». Эта характеристика стала своего рода охранной грамотой концерта, исполнявшегося чаще других. К числу наиболее популярных концертов Бортнянского относится и двухорный концерт «Тебе Бога хвалим», обычно имеющий в изданиях № 1.

 

Д. С. Бортнянский

Полное собрание духовно-музыкальных сочинений в редакции П. И. Чайковского. Выпуск II-Б (Шесть духовных концертов)

Экземпляр печатного издания

Москва: П.И. Юргенсон, 1882 год

 

 

   

Д.С. Бортнянский

Концерт «Скажи ми, Господи, кончину мою» в редакции П. И. Чайковского

Экземпляр печатного издания

Москва: П. И. Юргенсон, [не ранее 1896 года]

 

 

Из светских произведений Бортнянского особая роль в отечественной культуре принадлежит гимну «Коль славен наш Господь в Сионе», сочинённому на слова М.М. Хераскова в 1794 году. В конце XVIII столетия и на протяжении первой трети XIX века это сочинение использовалось в качестве неофициального государственного гимна Российской империи, а впоследствии осталось в обиходе как непременный атрибут торжественных воинских церемоний. Мелодию гимна «Коль славен наш Господь в Сионе» вызванивали куранты на Спасской башне Московского Кремля с 1856 по октябрь 1917 года. Другим знаковым сочинением Бортнянского стала патриотическая песня на слова В.А. Жуковского «Певец во стане русских воинов», опубликованная в 1813 году.

Д.С. Бортнянский

Гимн «Коль славен наш Господь в Сионе»

Экземпляр печатного издания

Москва: П.И. Юргенсон, 1878 год

 

Сегодня музыка композитора, конечно, не вызывает тех несправедливых и исторически некорректных оценок, которые так часто высказывались по её поводу ранее. Она звучит и воспринимается как одно из выдающихся явлений отечественной культуры рубежа XVIII–XIX веков, привлекая к себе всё большее внимание как исполнителей, так и слушателей.