Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

«Соловей мой, соловей!». К 235-летию со дня рождения Александра Алябьева

15.08.2022

Кто не слышал знаменитый напев алябьевского «Соловья»? Многие помнят, как звучит известный романс в фильме К. Шахназарова «Курьер» в исполнении главного героя Ивана, который поёт его на дне рождения девушки Кати, развлекая гостей. Популярность этой музыки огромна: существует множество транскрипций и переложений «Соловья» для разных музыкальных инструментов – назовём концертные обработки М. Глинки, А. Дюбюка, Ф. Листа, А. Вьетана. В свой репертуар романс включали выдающиеся певицы Генриэтта Зонтаг, Аделина Патти, Полина Виардо, Антонина Нежданова, а также певцы, среди которых – Борис Христов. Известно высказывание великого П.И. Чайковского о том, что он «без слез не может слушать «Соловья». Главным героем пьесы стала вольная пташка, верный «крылатый посол», символ ласки и нежности в русском искусстве. Содержание слов миниатюры – прощание с близким другом перед длительной разлукой, когда неизвестно, увидишься ли с ним вновь. Стихотворение, легшее в основу музыки, принадлежит перу А. Дельвига.. Романс не сходит со сцены вот уже почти два столетия (он был написан в 1826 году) – звучит по радио, с экранов телевизоров, записывается для аудиоколлекций. В то же время, существует и противоположное мнение: подчас «Соловья» называли «верхом пошлости», а его сочинителя – «фельетонистом от музыки»…

Автора данного шедевра, композитора Александра Александровича Алябьева, музыковеды долгое время оценивали именно как создателя данной вокальной миниатюры. Между тем он внёс большой вклад в русскую музыку, оставив обширное наследие: 6 опер, балет, водевили, музыку к спектаклям, симфонию, увертюры, сочинения для духового оркестра, многочисленные хоровые, камерные инструментальные произведения, более 180 романсов, обработки народных песен. 

Деятельность Алябьева развернулась в период становления русской музыкальной классики. Композитор был старшим современником Пушкина, Глинки и Даргомыжского.

Судьба Алябьева была насыщенной и драматичной: детские годы в Тобольске (губернатором которого был его отец), учёба в Петербурге и первые музыкальные сочинения, участие в Отечественной войне 1812 года, премьеры произведений в Большом театре, несправедливое обвинение в убийстве, ссылка в Сибирь, лишение дворянского звания, жизнь в Тобольске, Оренбурге, на Кавказе, в Коломне, последние годы в Москве.  Алябьев сочинял музыку в любых условиях – находясь под следствием, в тюрьме, в ссылке.

В своих произведениях композитор отобразил новый строй чувств, присущий искусству декабристской эпохи.

Алябьев расширил тематику русского романса, введя в неё идеи высокого гражданского звучания, патриотизма, свободолюбия, протеста против социального гнета, образы социального неравенства («Кабак», «Изба», «Деревенский сторож», «Нищая»), предвосхитив искания А. Даргомыжского и М. Мусоргского в этом направлении. Бунтарские настроения характерны и для сюжетов опер Алябьева: «Буря» по В. Шекспиру, «Аммалат-бек» по повести А. Бестужева-Марлинского, «Эдвин и Оскар» по древним кельтским сказаниям.

Алябьев стал одним из первых интерпретаторов лирики Пушкина, основателем музыкальной пушкинианы, написав на стихи поэта романсы «Два ворона», «Зимняя дорога», «Певец», «Черкесская песня», «Я Вас любил», «Если жизнь тебя обманет», «Пробуждение», «Увы, зачем она блистает», а также мелодраму «Кавказский пленник» и музыку к драме «Русалка». Также композитор обращался к поэзии В. Жуковского, Н. Языкова, И. Козлова, Н. Огарева, П. Беранже. Образы обездоленных в его романсах созвучны героям рассказов и повестей Н. Гоголя, Ф. Достоевского, И. Тургенева.

Композитор  первым собрал и гармонизировал национальные мелодии Кавказа и восточных областей России. Широко известны его обработки черкесских, грузинских, кабардинских, башкирских, киргизских, туркменских песен.

В Российском национальном музее музыки хранится богатая коллекция музейных предметов, рассказывающих о жизни и творчестве композитора. Предлагаем вам ознакомиться с изображениями некоторых экспонатов, с книгами о композиторе,  узнать больше о важной странице русской музыкальной культуры, которой явилось творчество Александра Александровича Алябьева.

 

Литература:

Баринов Е.Х. «Игрецкое дело» Александра Алябьева: (грустная история) — М.: Проспект, 2017.                                                                                                            

Грачёва О.А. Соловей русского романса. // Военно-исторический журнал. — 2011. — № 12. — С.71-72.

Доброхотов Б. В. Александр Алябьев: творческий путь. — М.: Музыка, 1966. 

Каширников В.П. Александр Александрович Алябьев. — М., 2010.

Левашов Е.М. Алябьев А.А. // История русской музыки: В 10 томах. Т.5. М., 1988.

Тимофеев Г.Н. А.А. Алябьев: Очерки жизни и творчества. — М.: П. Юргенсон, 1912. 

Штейнпресс Б.С. Страницы из жизни Алябьева. — М.: Государственное музыкальное издательство, 1956. 

Штейнпресс Б.С. А.А. Алябьев в изгнании. — М.: Музгиз, 1959.

 

Изображения:

1. А. Алябьев. Литургия Иоанна Златоуста: для мужского квартета или хора a`cappella. М.: «Живоносный источник», 2002.

2. А. Алябьев. Полное собрание романсов и песен: для пения с фортепиано. Вып. IV. М.: П. Юргенсон, 1898.

3. А. Алябьев. Нищая: романс для пения с фортепиано. Слова из Беранже. М.: С.Я. Ямбор, 1911.

4. А. Алябьев. Вечерний звон: романс для голоса с фортепиано. Слова И. Козлова. Вильна, Общедоступная Музыкальная Библиотека, 1910–1914.

5. А. Алябьев. Соловей: Русская песня для среднего голоса с фортепиано. Слова А. Дельвига. Вильна, Общедоступная Музыкальная Библиотека, 1910–1914.

6. Музыкальный альбом с карикатурами. Романсы для голоса с фортепиано. Музыка А. Даргомыжского, М. Глинки, А. Львова, А. Варламова, В.Одоевского, А.  Алябьева и др. Рисунки Н. Степанова. Санкт-Петербург, 1848.

7. Карикатура Н. Степанова на романс «Соловей» А. Алябьева. 1848.