Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Создатель «взволнованного стиля» Клаудио Монтеверди.

09.05.2022

9 мая исполняется 455 лет со дня рождения великого старинного оперного композитора Клаудио Монтеверди. Его произведения поражают проникновенностью и выразительностью, удивительной для музыки начала XVII века. Новаторское творчество Монтеверди в истории музыки знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко.

Композитор работал во многих жанрах светской и церковной музыки. В первом периоде творчества главным жанром для него был мадригал – старинный светский вокальный жанр, появившийся еще в эпоху Средневековья.

В течение жизни композитора было издано 8 сборников мадригалов, вскоре после смерти – еще один, последний. Постепенно меняется отношение Монтеверди к этому жанру – из камерных вокальных ансамблей мадригалы превращаются в крупные театрализованные вокально-инструментальные композиции, похожие на оперные сцены («Битва Танкреда и Клоринды», «Бал неблагодарных женщин», «Жалоба нимфы»).

Кстати заметим, что жанр мадригала имеет долгую историю развития, к нему обращались позже и в России – поэтические мадригалы уже в XIX веке писали Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие. А в XX веке мадригалами называли некоторые свои произведения И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, А.Г. Шнитке.

 Параллельно Монтеверди обратился к тогда еще совсем молодому жанру – опере, зародившейся в Италии на рубеже XVI-XVII веков. Первой оперой считается «Дафна» Якопо Пери и Оттавио Ринуччини, созданная в 1698 году; музыка не сохранилась.

Центральная опера Монтеверди, созданная девятью годами позже, в 1607 году – «Орфей». Знаменитый сюжет древнегреческого мифа композитор превратил в подлинную драму о человеческих чувствах и о великой силе искусства. Аллегорический персонаж Музыка является в прологе оперы, прославляет воздействие своего искусства на души людей и сообщает зрителям, что рассказ ее будет об Орфее, пение которого обладало магической силой.  В последующих сценах мы становимся свидетелями того, какое неизгладимое впечатление производит пение Орфея на всех вокруг. Орфей спускается в царство мертвых Аид, чтобы спасти свою погибшую супругу, нимфу Эвридику. Благодаря пению Орфея и игре на лире владыки подземного царства проникаются сочувствием к герою и дают возможность вывести Эвридику назад, в мир живых. Одно условие поставлено Орфею – он не должен оглядываться на жену, как бы она не умоляла его…

Не будем далее следовать за бессмертной историей, заметим, только, что вслед за Монтеверди к ней обратились композиторы Л. Росси, К.В. Глюк, Й. Гайдн, Э. Кшенек, создавшие свои оперы на этот сюжет, Ж. Оффенбах, сочинивший оперетту, И. Стравинский, написавший балет, и А. Журбин – автор рок-оперы об Орфее.

Спустя 35 лет после «Орфея» Монтеверди написал «Коронацию Поппеи» - новую вершину своего творчества, которую по силе воплощенных характеров, по соединению трагического и комического сравнивают с драмами У. Шекспира. Заметим, что обе упомянутые легендарные оперы Монтеверди входят в репертуар оперных театров и сегодня.

В Российском национальном музее музыки хранятся ноты произведений композитора – опер, мадригалов, мотетов, книги о его творчестве, программы концертов с исполнением произведений Монтеверди, грампластинки с записями его музыки. Эти документы еще раз доказывают, какое неоценимое значение для дальнейшего развития музыки имело творчество великого Клаудио Монтеверди.