Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Создатель «взволнованного стиля» Клаудио Монтеверди.

09.05.2022

9 мая исполняется 455 лет со дня рождения великого старинного оперного композитора Клаудио Монтеверди. Его произведения поражают проникновенностью и выразительностью, удивительной для музыки начала XVII века. Новаторское творчество Монтеверди в истории музыки знаменует переход от эпохи Возрождения к эпохе барокко.

Композитор работал во многих жанрах светской и церковной музыки. В первом периоде творчества главным жанром для него был мадригал – старинный светский вокальный жанр, появившийся еще в эпоху Средневековья.

В течение жизни композитора было издано 8 сборников мадригалов, вскоре после смерти – еще один, последний. Постепенно меняется отношение Монтеверди к этому жанру – из камерных вокальных ансамблей мадригалы превращаются в крупные театрализованные вокально-инструментальные композиции, похожие на оперные сцены («Битва Танкреда и Клоринды», «Бал неблагодарных женщин», «Жалоба нимфы»).

Кстати заметим, что жанр мадригала имеет долгую историю развития, к нему обращались позже и в России – поэтические мадригалы уже в XIX веке писали Н.М. Карамзин, К.Н. Батюшков, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов и другие. А в XX веке мадригалами называли некоторые свои произведения И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, А.Г. Шнитке.

 Параллельно Монтеверди обратился к тогда еще совсем молодому жанру – опере, зародившейся в Италии на рубеже XVI-XVII веков. Первой оперой считается «Дафна» Якопо Пери и Оттавио Ринуччини, созданная в 1698 году; музыка не сохранилась.

Центральная опера Монтеверди, созданная девятью годами позже, в 1607 году – «Орфей». Знаменитый сюжет древнегреческого мифа композитор превратил в подлинную драму о человеческих чувствах и о великой силе искусства. Аллегорический персонаж Музыка является в прологе оперы, прославляет воздействие своего искусства на души людей и сообщает зрителям, что рассказ ее будет об Орфее, пение которого обладало магической силой.  В последующих сценах мы становимся свидетелями того, какое неизгладимое впечатление производит пение Орфея на всех вокруг. Орфей спускается в царство мертвых Аид, чтобы спасти свою погибшую супругу, нимфу Эвридику. Благодаря пению Орфея и игре на лире владыки подземного царства проникаются сочувствием к герою и дают возможность вывести Эвридику назад, в мир живых. Одно условие поставлено Орфею – он не должен оглядываться на жену, как бы она не умоляла его…

Не будем далее следовать за бессмертной историей, заметим, только, что вслед за Монтеверди к ней обратились композиторы Л. Росси, К.В. Глюк, Й. Гайдн, Э. Кшенек, создавшие свои оперы на этот сюжет, Ж. Оффенбах, сочинивший оперетту, И. Стравинский, написавший балет, и А. Журбин – автор рок-оперы об Орфее.

Спустя 35 лет после «Орфея» Монтеверди написал «Коронацию Поппеи» - новую вершину своего творчества, которую по силе воплощенных характеров, по соединению трагического и комического сравнивают с драмами У. Шекспира. Заметим, что обе упомянутые легендарные оперы Монтеверди входят в репертуар оперных театров и сегодня.

В Российском национальном музее музыки хранятся ноты произведений композитора – опер, мадригалов, мотетов, книги о его творчестве, программы концертов с исполнением произведений Монтеверди, грампластинки с записями его музыки. Эти документы еще раз доказывают, какое неоценимое значение для дальнейшего развития музыки имело творчество великого Клаудио Монтеверди.

 

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.