12 сентября отмечает 80-летие дирижёр и скрипач с мировым именем, руководитель Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы», народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР (1989) и РФ (2012), полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» Владимир Теодорович Спиваков.
Выдающаяся фигура в культуре современной России, воспитавший не одно поколение любителей классической музыки, он родился в 1944 году в Уфе в эвакуации. Родителями знаменитого скрипача были преподаватель музыкальной школы Екатерина Осиповна Вайнтрауб и Теодор Владимирович Спиваков, который был инженером по специальности, но после ранения на войне работал мастером цеха.
Маленького Володю музыка окружала с рождения, первые мелодии он услышал от мамы. Владимир Теодорович начал творческий путь в семилетнем возрасте, осваивая уроки игры на скрипке. Его первым педагогом был Борис Эммануилович Крюгер. Спиваков вспоминал, что преподаватель «заставлял упражняться на пустых струнах. Я это совершенно не выносил, хотя потом, спустя много лет, пришлось опять это делать у Юрия Исаевича Янкелевича, потому что нужно было исправлять постановку правой руки. Ужас ученических терзаний живо стоит в памяти до сих пор – эти пустые струны, ничего не значащие, кошмарные, эта сыплющаяся канифоль… Но однажды я услышал, как другой ученик Крюгера играет «Размышление» Чайковского. Эта музыка проникла в самое сердце! Я вернулся домой и одним пальцем на соль-струне подобрал запомнившуюся мелодию. Когда я пришёл на следующий урок, учитель принялся традиционно меня журить:
– Опять Вова не демонстрирует никаких успехов, даже пустые струны не двигаются вперёд никак.
– Подождите, – заступилась мама. – Он услышал вчера Толю Резниковского, который играл у вас «Размышление» Чайковского, и сам подобрал. Послушайте его, пожалуйста…
И я одним пальцем заиграл – та-ра-ра-ри-ра-ри…
– Кажется, из него что-то получится. Может быть… – заключил мой первый учитель» [1].
В 1953 году Спиваков поступил в специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории, где педагогами будущего артиста были Любовь Сигал и Вениамин Шер. Именно здесь Владимир Теодорович впервые проявил неординарные творческие способности. Уже в 1957 году Спиваков получил первую премию ленинградского конкурса «Белые ночи», а некоторое время спустя дебютировал в качестве скрипача на сцене Ленинградской консерватории.
После окончания музыкальной школы Спиваков переехал в Москву и в 1961 году был зачислен в класс Юрия Янкелевича Центральной средней специальной музыкальной школы при Московской консерватории, которую окончил в 1967 году. Одновременно проходил обучение в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского по классу скрипки, куда поступил в 1963-м. Спустя несколько лет Владимир Спиваков стал победителем международных конкурсов в Париже и Генуе.
Посещал класс дирижёра Давида Ойстраха как вольнослушатель и во многом благодаря именно ему уже в 1969 году Спиваков стал лауреатом Международного конкурса исполнителей в канадском Монреале и получил 2-ю премию Международного конкурса имени П.И. Чайковского. Владимир Спиваков начал выступать на сцене в качестве солиста-скрипача в 1975 году. Дебютным для него стало выступление в нью-йоркском Линкольн-центре. Отработав турне по городам Соединённых Штатов Америки, молодой Спиваков получил большое количество восторженных отзывов. Его начали приглашать лучшие оркестры мира. Так начался звёздный путь на мировых сценах. Ему рукоплескала публика в Москве, Ленинграде, Берлине, Вене, Париже, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии и многих других городах.
Однако в какой-то момент Спиваков почувствовал, что способен на большее. Владимир Теодорович начал учиться дирижёрскому искусству у профессора Израиля Гусмана в СССР и дирижёров Лорина Маазеля и Леонарда Бернстайна в США. В 1984 году Бернстайн подарил ему свою дирижёрскую палочку, с которой Спиваков не расстаётся. «Я дирижирую дирижёрской палочкой Бернстайна. Та часть тепла, которая мне была когда-то подарена, материализовалась в этом предмете. То счастье, которое я испытал, общаясь с этим гением музыки, незабываемо. Бернстайн остаётся для меня гением дирижёра. Он показал, как надо уметь отказываться от теорий, как подключать ассоциации. Бернстайн говорил мне, что я стану дирижёром тогда, когда буду дирижировать так же, как играю на скрипке. Это и есть «вольно предаваться вдохновенью» [2].
Профессиональному становлению В.Т. Спивакова в новом качестве помог опыт работы с всемирно известными дирижёрами – Е. Светлановым, М. Ростроповичем, Е. Мравинским, Ю. Темиркановым, К.М. Джулини, Р. Мути, К. Аббадо и др. В 1979 году дебютировал как дирижёр с симфоническим Чикагским оркестром (США). В том же году с группой единомышленников Владимир Спиваков создал камерный оркестр «Виртуозы Москвы» (15 июня 1982 года получил официальный статус – Государственный камерный оркестр Министерства культуры СССР «Виртуозы Москвы») и стал его художественным руководителем, главным дирижёром и солистом. На сегодняшний день оркестр «Виртуозы Москвы» выступает на самых разных площадках и по праву считается одним из лучших камерных оркестров мира!
Владимир Теодорович Спиваков активно занимается и общественной деятельностью. Так, в 1994 году был организован Международный благотворительный фонд Владимира Спивакова, направление деятельности которого – помощь детям, одарённым в музыке и изобразительном искусстве, в развитии их талантов, организации творческого процесса в России и за границей. 31 мая 2024 года фонду исполнилось 30 лет. За эти годы было организовано более 16 тысяч концертов, в которых выступили около 120 тысяч детей, проведено более 1100 художественных выставок, подарено более 850 музыкальных инструментов, выплачены стипендии более 5 тыс. талантливых детей, выделены средства на медобследование более 800 человек в ведущих клиниках страны, оказано содействие в проведении 190 хирургических операций. Имя фонда стало настоящим символом благотворительности в искусстве. Воспитанники Спивакова играют в главных музыкальных коллективах страны, в том числе в Национальном филармоническом оркестре Москвы, Государственном камерном оркестре «Виртуозы Москвы», выступают в знаменитых балетных труппах, а также в коллективах с мировым именем, которые базируются за рубежом. Многие воспитанники стали лауреатами самых престижных конкурсов классической музыки и балета, в том числе Международного конкурса имени П.И. Чайковского. А главный проект фонда – ежегодный Международный фестиваль «Москва встречает друзей» – в этом году состоится уже в 21-й раз. За 20 лет в фестивалях приняли участие более 45 тысяч юных дарований из 400 городов и посёлков России, всех стран СНГ и более 50 стран дальнего зарубежья.
Музей музыки имеет счастье сотрудничать с Владимиром Теодоровичем. Из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов РФ в пользование маэстро передана скрипка величайшего мастера Антонио Страдивари, которая носит имя «Юсуповская», так как была приобретена членами семьи Юсуповых и на ней играл князь Николай Борисович Юсупов-младший. В 1919 году она поступила в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов.
В фондах нашего музея хранятся редкие фотографии из жизни на сцене и за сценой Владимира Теодоровича Спивакова, которыми сегодня мы делимся с вами.
Музей музыки сердечно поздравляет Владимира Теодоровича с юбилеем и желает долгих и плодотворных лет жизни!
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).