Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Стихи, ставшие музыкой. 200 лет со дня рождения поэта Аполлона Майкова

04.06.2021

Сергей Рахманинов не случайно назвал поэзию «сестрой музыки». Действительно, взаимосвязь поэзии и музыки — тема удивительная и неисчерпаемая.

4 июня исполняется 200 лет со дня рождения поэта Аполлона Майкова, которого по праву называют одним из поэтических наследников Александра Сергеевича Пушкина и одним из классиков отечественной поэзии.

В лирике Майкова «слышится» отражение его жизни — увлечения поэта, его политические взгляды и исторические события, свидетелем которых ему довелось стать. Будучи членом-корреспондентом Императорской Санкт-Петербургской Академии наук, с 1888 года Аполлон Николаевич занимал должность тайного советника.

Поэт происходил из старинного дворянского рода. Его отец — Николай Аполлонович — участник Бородинского сражения, вступивший в Париж вместе с русской армией, был академиком живописи. Мать поэта — Евгения Петровна — писательница и поэтесса. Семья была высококультурная и соблюдала все традиции православия и самодержавия. Не только Аполлон Майков, но и три его брата —  Валериан (даровитый критик, публицист), Владимир (прозаик, переводчик), Леонид (библиограф, этнограф) — все посвятили себя литературе.

Детские годы Аполлона прошли в Москве, а также в подмосковных имениях отца и бабушки. Одним из учителей будущего поэта стал молодой Иван Гончаров. Частым гостем в доме, превратившемся в художественный и литературный салон, был Владимир Бенедиктов. Оба стали друзьями поэта на всю жизнь.

Известно, что Майков мечтал о судьбе живописца, но слабое зрение помешало осуществлению этой мечты. В семье постоянно собирались художники, литераторы, музыканты.

Окончив в 1841 году юридический факультет Петербургского университета, Аполлон много и охотно занимался историей Древней Греции и Рима, изучал латинский язык и римских поэтов, совершил путешествие в Италию.

Первая публикация его произведений состоялась в 1830 году, а в 1842-ом он издал свой первый сборник, который имел грандиозный успех.

Творчество Аполлона Николаевича оставило свой яркий след не только в русской поэзии и литературе, но и в русской музыке. Изумительное воплощение его поэзия получила в романсах Николая Римского-Корсакова («Нимфа», «Сон в летнюю ночь», «О чем в тиши ночей…», «Октава», «Я в гроте ждал тебя…», «Дева и солнце», «Посмотри в свой вертоград»), Петра Чайковского («Колыбельная песня», «Новогреческая песня», кантата «Москва»), Сергея Рахманинова («Не может быть»), Антона Рубинштейна («Элегия»), Милия Балакирева («Введи меня, о ночь, тайком»), Цезаря Кюи («Эоловы арфы», «Истомлённая горем», «О чём в тиши ночей»), Сергея Танеева («Голос в лесу»), Антона Аренского («Менестрель»).

В фондах Российского национального музея музыки хранятся не только музыкальные рукописи сочинений Петра Чайковского (кантата «Москва», «Колыбельная песня» и «Новогреческая песня» из цикла «Шесть романсов», соч. 16), Сергея Рахманинова (романс «Не может быть», соч. 34, № 7), Александра Гречанинова (цикл «Шесть детских песен» для голоса и сопровождения, соч. 97), созданные на стихи Аполлона Майкова, но и литературные рукописи поэта.

«Читайте Майкова, глубже вчитывайтесь в него… Это истинный поэт, и каждое слово его дорого», — писал Фёдор Достоевский. В творческом наследии Аполлона Николаевича около 150-ти стихотворных произведений. Известен поэт и как автор одного из лучших переводов «Слова о полку Игореве», замечательного памятника древнерусской литературы XII века. В последние годы жизни Майкова волновали  философские и религиозные вопросы. Он успел отметить пятидесятилетие своей литературной деятельности, что для поэта — немалый срок.