Top.Mail.Ru
Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605-65-15
Новости

Сын Флорентийского мельника

28.11.2022

28 ноября 1632 года родился выдающийся композитор, скрипач, дирижёр и балетмейстер, основоположник французской оперной школы Жан-Батист Люлли (1632-1687).

Итальянец по происхождению, виртуозно играющий на скрипке, гитаре и клавесине, Люлли большую часть жизни провёл при французском дворе. Блистательные музыкальные способности распахнули перед молодым музыкантом высокие королевские двери, а собственное честолюбие и благосклонность Людовика XIV подняли сына флорентийского мельника на вершину карьерной лестницы. Достаточно быстро он стал практически «музыкальным диктатором Франции».

В 1652 году Люлли стал придворным скрипачом Большого королевского оркестра, а уже через год был назначен директором личного скрипичного оркестра Людовика XIV, известного как «Les Petits Violons», и придворным композитором камерной инструментальной музыки. Первые годы службы при дворе «короля-солнца» Люлли сочинял в основном инструментальную музыку (пьесы, увертюры, сюиты и дивертисменты для струнных инструментов, танцы, марши для духовых инструментов); писал музыку к балетным спектаклям («Альсидиана», «Больной Амур», «Балет Насмешки» и др.). Много лет плодотворно сотрудничал с Жаном-Батистом Мольером, сочиняя музыку к его пьесам («Любовь-целительница», «Сицилиец», «Брак поневоле», «Принцесса Элиды» и др.).

Современники считали Люлли непревзойденным скрипачом. Однако наибольшее влияние на развитие исполнительской школы Франции музыкант оказал как дирижёр, причем дирижёр оперный. Именно оперы принесли Люлли настоящую славу в Европе. В этом он не знал себе равных. Ежегодно, начиная с 1672 года (года открытия оперного театра) и до самой смерти, композитор писал и ставил по одной опере в год, сочиняя её в течение трёх месяцев. Наиболее известные из них: «Атис» (1677), «Тезей» (1675), «Персей» (1682), «Роланд» (1685) и, в особенности, «Армида» (1686) – последняя опера Люлли. Оперы эти продержались на сцене около ста лет иоказали большое влияние на развитие французской оперной школы.