1 февраля исполняется 85 лет со дня рождения блистательной балерины Екатерины Максимовой (1939–2009). Маленькая, хрупкая, удивительно обаятельная, неизменно выразительная на сцене, она была истинной драматической актрисой. Образ девочки – женщины, созданный Екатериной Сергеевной на сцене, позволил поклонникам называть ее нежно и ласково Катя.
Когда начинающую артистку балета спрашивали, чего она больше всего хочет в жизни, та отвечала: «Танцевать, танцевать, танцевать!».
Максимова была ожившей музыкой в балете. Лирика, трагедия, комедия – казалось, ей подвластны любые технические и актерские задачи. Катерина, Фригия, Китри, Жизель, Джульетта, Маша, Золушка, принцесса Аврора жили, любили и страдали на сцене, становясь ярким продолжением задуманного композитором образа. Музыкальность Екатерины Сергеевны объясняется еще и тем, что прабабушка балерины приходилась родной сестрой пианисту Александру Зилоти и двоюродной сестрой композитору Сергею Рахманинову.
В 1958 году юная Катя Максимова пришла в Большой театр, где ее наставницей стала великая Галина Уланова, и уже в 1959 году молодая солистка удостоилась главных партий в балетах. В течение всей своей карьеры она много работала с ведущими мировыми хореографами, участвовала в постановках за рубежом.
На сцене и в жизни сложился также блестящий творческий и семейный дуэт Екатерины Максимовой и Владимира Васильева.
Для тех, кто не смог увидеть прославленную артистку непосредственно в театре, она стала бесконечно любимой по фильмам-балетам. Благодаря кино и телевидению запечатлены образы Максимовой в балетах «Спартак», «Эти чарующие звуки», «Сотворение мира», в хореографической картине «Вальпургиева ночь» и др. Украшением любого новогоднего телеэфира был «Щелкунчик», а образ Маши, созданный балетмейстером Григоровичем для Екатерины Сергеевны, остался эталонным для всех исполнителей этой партии. Среди специально придуманных и поставленных для балерины фильмов-балетов, музыкальных фильмов – «Галатея», «Старое танго», «Жиголо и Жиголетта», «Чаплиниана», «Анюта».
«Короткий балетный век» Максимовой был не так уж и короток – последний раз она танцевала на сцене в 1999 году. Выдающаяся балерина продолжилась в своих ученицах, став любимым педагогом для многих танцовщиц. Успешными оказались и опыты Екатерины Сергеевны в драматических ролях на сцене и в кино.
Генеральный директор, заслуженный деятель искусств РФ, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, член Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, член Президиума ИКОМ России, член Президиума Союза музеев России, президент Ассоциации духовых оркестров и исполнителей на духовых и ударных инструментах «Духовое общество имени Валерия Халилова», кандидат экономических наук, награжден Орденом Почета (2020).