Наш адрес:
Россия, 125047, Москва, ул. Фадеева, 4
Телефон:
+7 (495) 605 65 15
Новости

Участие Музея музыки в международной научной конференции Института исследований русской музыки

11.08.2021

14-17 июля 2021 года состоялась международная научная конференция, которую каждый год проводит американский Институт исследований русской музыки (Institute for Russian Music Studies). Традиционным местом проведения конференции является южно-тирольский городок Випитено, а заседания всегда приурочены к мероприятиям музыкального фестиваля Orfeo. С 2018 года в работе этого представительного научного форума принимает участие Российский национальный музей музыки. На заседаниях конференции Музей представляет ведущий научный сотрудник Отдела документов и личных архивов кандидат искусствоведения Александр Комаров, выступления которого неизменно привлекают интерес научной общественности. В силу всем известных обстоятельств в минувшем 2020 году мероприятие не состоялось и было перенесено на 2021 год.

Заседания конференции прошли в смешанном очно-дистанционном формате. В дистанционной части состоялась сессия "Чайковский и друзья", приуроченная к 180-летию композитора, отмечавшемуся в прошлом году. В работе сессии принял участие наш коллега Александр Комаров, представивший доклад "П.И. Чайковский и В.П. Прокунин. Неизвестные эпизоды творческого взаимодействия". Темой этого выступления стали контакты великого композитора с одним из его учеников – Василием Павловичем Прокуниным, вошедшим в историю музыки, прежде всего, в качестве составителя сборников народных песен. Как отметил докладчик, хотя общение Прокунина с Чайковским никогда не было общением на равных и не отличалось особой интенсивностью, в то же время характеризовалось очень важными качествами, без которых никакая дружба немыслима, а именно – взаимоуважением и взаимной поддержкой. Чайковский оказывал поддержку Прокунину в его серьёзных занятиях по собиранию народных песен. Также и Прокунин стремился послужить учителю своим талантом и умением. В частности, это стремление выразилось в создании им переложения оркестрового "Итальянского каприччио" Чайковского для фортепиано в две руки. До недавнего времени эта прокунинская работа не была известна, но несколько лет назад была выявлена в фондах Музея музыки в составе нотной библиотеки Александра Борисовича Гольденвейзера и в 2020 году опубликована издательством "П. Юргенсон". Факты творческого взаимодействия Чайковского и Прокунина, приведённые в докладе Александра Комарова, позволяют иначе взглянуть на весьма содержательные отношения двух музыкантов, представляемые обычно в литературе биографической скороговоркой.

 

 

В.П. Прокунин (1848-1910).

Москва, фотография П.Н. Барбашова, [ок. 1890]

 

П.И. Чайковский

Итальянское каприччио

Переложение для фортепиано в две руки В.П. Прокунина

Автограф с надписью П.И. Чайковского: "Рукопись сию видел и к гравированию одобрил. П. Чайковский. 5 апреля 1882"

 

 

П.И. Чайковский

Итальянское каприччио

Переложение для фортепиано в две руки В.П. Прокунина

Обложка и титульный лист экземпляра первого издания

Москва, издательство "П. Юргенсон", 2020

 

При нахождении на сайте, Вы соглашаетесь на политику обработки персональных данных.